-
08 окт 202108 окт 2021
Интенсив!
- Мне кажется, проблема не в вузах – там сохраняется преемственность, я сама перенимала опыт у людей, которые преподавали еще в советское время. Другое дело, что немного поменялась специфика работы непосредственно самой сцены. Скорее режиссеры перестали уделять этому внимание. По крайней мере, я вижу такую тенденцию смещения акцентов – не только на периферийных, но и московских сценах. Режиссерам кажется, что техника речи – это уже нафталин, они больше внимания уделяют форме с упором на пластическое решение замысла. И все-таки человек – существо говорящее, как ни крути. Слово обладает очень мощным действием. Но в последнее время акцент ставится больше на эмоциональный выплеск, нежели на воспроизведение этого выплеска. Конечно, артист, играющий спектакль, должен быть и пластически, эмоционально гибок, но именно речь отображает внутреннее состояние человека. Поэтому чрезвычайно важен тон персонажа, который ищет артист. Возможно, виной тому темп современной жизни – хочется, чтобы все было динамично, насыщенно и т.д. Но при этом, к сожалению, ускользают подробности. Если можно так выразиться, нынешние артисты больше кричат, чем разговаривают. Либо другая крайность: такой, знаете, шептательный реализм. Когда артисты со сцены разговаривают, как в бытовой жизни, особенно не напрягаясь. Мы, дескать, решаем художественные задачи, а то, что кому-то не слышно дальше третьего ряда, это уже не наши проблемы. Небрежная речь – это не только проблема театра, но и кино. Возможно, я высказала субъективное мнение, но это то, что я вижу даже не как педагог, а как простой зритель. Ведь, по сути, то, что дается в институте – это базис, на который артист должен встать и развиваться. Но получается так, что этот базис только в институте и остается, потому что на сцене от артиста начинают требовать совершенно других вещей. Техника же быстро забывается, по прошествии времени артист сам начинает замечать, что ему не хватает дыхания, выведения звука, дикционной качественности звучания.
- Так уж создан человек, что у него все очень взаимосвязано. Работа над голосом – это, действительно, работа над телом. Чтобы нам активировать наши мышцы, надо их потренировать. Мы не можем силой мысли заставить эти мышцы работать. Мы должны задать им направление работы, ведь чаще всего человек в силу жизненного опыта приучил себя звучать так, а не иначе. Пусть это не верно, но он так привык. Приходится переучиваться, прикладывать усилия. Безусловно, артист должен находиться в хорошей физической форме. К тому же современный театр – это, как любят сегодня говорить, синтетическая вещь. Нужно бегать, прыгать, петь, плясать и при этом еще и говорить, чтобы было слышно всем. Все эти физические упражнения, которые я сегодня давала, самым непосредственным образом связаны с выведением звука, опорой звучания, резонированием. А в другой день, когда мы концентрировали внимание на дикции и артикуляции, уже не требовалось так скакать (улыбается).
- Наверное, этичнее будет отметить те очевидные ошибки, которые бросались в глаза во время занятий. Самая главная ошибка – это не выведенный звук. Иначе говоря, артисты очень сильно увлекаются грудным резонатором. Они вспоминают, как их учили в институте: ты должен чувствовать опору, в голосе должен слышаться бархат. Все вроде бы правильно, но… Артист совершенно забывает, что грудной резонатор должен быть совместим с головным резонатором. Получается, что в погоне за глубоким звуком зачастую он добивается обратного эффекта, говоря под себя. Звук не имеет полетности. Что же касается спектакля, меня очень порадовала актриса Ирина Лебсак, играющая Шарлотту. Вот это старая школа. Когда она говорила в грудном резонаторе – у нее звук летел. И это только обогатило роль. Было абсолютным наслаждением наблюдать за этим человеком!
- Каждый человек индивидуален. Это же можно сказать и о педагогах: придет другой преподаватель и будет давать ту же гимнастику Стрельниковой через призму собственного восприятия. В этом и прелесть, что можно приглашать разных педагогов. Если я что-то не смогла донести до студента – придет другой педагог и объяснит те же вещи, но уже немного под другим углом. Нет ничего нового под солнцем, так или иначе, мы используем те знания, которые когда-то уже человечество приобрело. Но процесс обновления неминуем, даже у самого педагога тренинг со временем видоизменяется.
- Ну, во-первых, пробковое дерево – такой материал, который комфортно держать во рту. Во-вторых, пробка по форме очень удобна, она помогает нам разомкнуть челюсть. Когда-то кто-то это нашел, привнес, и мы теперь активно это используем. Поверьте, это действительно помогает.