Меню
  • Просмотров: 1 084
Беседы с завлитом: Александр Зубов


Работать я пошёл рано, в шестнадцать лет, закончив экстерном среднюю школу и поступив на вечернее отделение Тюменского политехнического института. Работал каменщиком, печником, слесарем-сантехником, слесарем по ремонту токарных и фрезерных станков. На уборке урожая - трактористом и комбайнёром, а к окончанию института - инженером-конструктором на машиностроительном заводе, имею ряд авторских проектов в этой отрасли. И всё это время меня притягивала к себе сцена. Я играл в Народном театре. С каким волнением, с каким трепетом, как к любимой на свидание, я мчался в театр три раза в неделю на репетиции или спектакль. Те первые шаги в искусстве я вспоминаю с особой теплотой.

За исполнение роли Сафонова в спектакле «Русские люди» К. Симонова я получил звание Лауреата Международного конкурса и был приглашён в профессиональный театр - Тюменский областной драматический. Я с головой, взахлёб окунулся в эту жизнь, полную разнообразия красок, многоликую, смешную и грустную - жизнь, которая называется ТЕАТР.

Чтобы узнать театр изнутри, досконально, до мельчайших подробностей, я брался за всё. Работал актёром, помощником режиссёра, монтировщиком, осветителем, радистом и тут же при театре закончил театральное училище. Это были удивительные годы, годы моего становления как актёра. И я думаю, те годы до театра, тот жизненный опыт помогли мне выстоять. Но хотелось уже чего-то большего. Случай не заставил себя ждать. Режиссёр Валерий Ванярха пригласил на роль Плужникова в спектакле по пьесе Б. Васильева «В списках не значился» И вот - новый город, новый зритель, новые роли. В Петропавловском театре драмы я сыграл, кроме Плужникова, Тристана в «Тристан и Изольда», Звонарёва в «Порт-Артуре». После гастролей в Алма-Ате, в репертуаре которых были и эти три спектакля, меня пригласили в Академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова. До сих пор помню первый спектакль, который я посмотрел в этом театре. Это был спектакль по пьесе Шукшина «Энергичные люди». Казалось, мне никогда не достигнуть такого мастерства, такой правдивости, такой отточенности фраз. Я с благоговением наблюдал за работой мэтров, корифеев русской сцены Е. Диордиева и Ю. Померанцева. Теперь, по прошествии многих лет, могу сказать, что и у меня накопился и творческий опыт и огромный ролевой материал. И прекрасно, что разнообразный, разноплановый. Как шутят коллеги, амплуа «от лешего до Ленина».
Хотя, я считаю, актёрское амплуа изжило себя. Современный актёр должен уметь всё. Проще сыграть героя — молодой, красивый, смелый - цветы, слёзы, восторженные аплодисменты. А ты попробуй сыграть характер - непростой, ломаный, человеческую боль, трагедию. Сыграть так, чтобы за героем можно было разглядеть судьбу — вот что важно.

С особым чувством отношусь ко всем своим ролям, как к детям. Да, пожалуй, роли это дети - вымученные, выстраданные, выношенные и такие родные. С искренним увлечением работал над образом В.И. Ленина в спектакле «Синие кони на красной траве» М. Шатрова. Что бы там ни говорили, как бы ни трактовали историческую роль Ленина, никто не отрицает, что это была незаурядная личность, а сыграть выдающуюся личность, постараться понять мотивы его поступков, действий, приблизиться к личности такого масштаба, это всегда интересно.
Хотя, конечно, дороги и другие роли: Король Георг IV в « Кине IV», Степан в «Поминальной молитве», Кулигин в «Грозе», Дулиттл в «Пигмалионе», Виктор Франц в «Цене», и даже этот смешной чудаковатый Царь в «Коньке-Горбунке». Я люблю их всех, потому что это мои дети, частица моей души и сердца.

Я люблю театр, люблю актёров. У каждого из них свой характер, свои плюсы и минусы, Но если они пришли сюда и работают тут за копейки, как можно не уважать их за преданность профессии? Актёр - странный человек. Ранимый и трепетный, любящий и страдающий. Человек с душой ребёнка (Попробуй отбери у него роль - как соска.) И я так же, как ребёнок, с глазами нараспашку, хочу удивляться всему - спектаклю, режиссёру, актёру. Я жду этого удивления. Ведь зритель ждёт от нас того же. Наверное, это и объединяет.

Больше всего ценю в людях человечность и ненавижу подлость, предательство, леность души. Счастливый ли я человек, спросите вы. Знаете, мне очень нравится такое определение счастья: «Счастье — это когда утром безумно хочется идти на работу, а вечером домой» У меня самая лучшая в мире профессия и прекрасная семья - жена Ирина, художник-гримёр, и сын Илюша. Счастливый ли я человек?! Да, пожалуй, я самый счастливый!