4 марта 2010 | Просмотров 1947 | Комментариев
К юбилею Анатолия Креженчукова
К юбилею Анатолия Креженчукова Наступивший год богат на театральные юбилеи. 4 марта исполняется 60 лет заслуженному деятелю Республики Казахстан Креженчукову Анатолию Николаевичу.

Зрители знают его как разностороннего артиста театра драмы им. Лермонтова (Сатин - «На дне», Эдек – «Танго», Карпачов – «Нахлебник», граф Кент – «Король Лир»), а также как обаятельного киноактера. Анатолий Креженчуков снялся во многих сериалах и фильмах, среди них - «Перекресток», «Застава», «Каждый взойдет на Голгофу», а количество исполненных им ролей перевалило за сотню.


-Анатолий Николаевич, по Вашим ощущениям, 60 лет – это много или мало?

- С одной стороны, не так уж и много… а с другой – уже много! Это время и разбрасывать, и собирать камни, подводить итоги – что ты успел сделать, а что нет. Как-то я задумался – а почему мне не дают некоторые роли, ведь они для меня так подходят! А потом сфотографировал себя на телефон, посмотрел со стороны и все понял… 60 лет - дата довольно интересная, она наводит на размышления. Становится понятно: те возможности, которые ты когда-то упустил, уже не вернуть, ведь молодость ушла… Чего не сделал, того уже и не сделаешь. Поэтому я к своему юбилею отношусь спокойно. Теоретически понимаю – да, круглая дата, особый день. Но ощущения праздника нет – чего праздновать-то? Только в юности, когда все еще впереди, ждешь этот день с особыми надеждами, с ребяческой радостью. А сейчас день рождения – вообще не мой любимый праздник, и поэтому особого торжества не хочется. За 60 лет со столькими людьми и знакомился, и общался, что собрать их всех вокруг себя вряд ли удастся. А обнять одного и проигнорировать другого – значит обидеть человека. Зачем?

- Как будете отмечать юбилей?

- На работе. На мой день рождения как раз запланирован съемочный день. Буквально несколько дней назад начались съемки боевика-детектива на «Казахфильме». Если вернусь домой не очень поздно, посидим за столом в кругу семьи. А может, и перенесем праздник на другой день. Сейчас у меня много работы, а чтобы театр и кино не мешали друг другу, надо четко планировать время.

- А чему отдаете предпочтение – сцене или съемочной площадке?

- Это разные вещи. Люблю кино за концентрированность – в маленьком эпизоде нужно сыграть максимально ярко. Хорошо, что всегда есть возможность переснять несколько дублей, исправить ошибки. Монтаж способен творить чудеса. Помню времена, когда при озвучании кропотливо добивались, чтобы звук и картинка стопроцентно совпадали. По 20 раз, как попугаи, повторяли одну и ту же фразу! Сегодня техника все упрощает. Буковку упустил, невнятно сказал – переписывать не надо, можно взять слово из предыдущего дубля…

В театре все иначе. Спектакль – товар штучный. Актер выходит на сцену на полтора часа, и все его удачи и неудачи видны, ничего не исправить. Но в театре больше творчества. Как правило, роль в кино – это типаж. Для режиссера главное, чтобы ты совпал с тем персонажем, которого он себе представляет. Но у кино есть существенный плюс – оно работает на популярность артиста. На экранах тебя видят миллионы, в театре – человек 500…

Вообще, творчество – вещь непредсказуемая. Исправляя одни ошибки, совершаешь другие. Но знаете что… Думаю, в творчестве, как и в любой красивой женщине, должен быть маленький изъян. Именно он придает изюминку, именно он как-то по-особенному привлекает. Наверное, скоро жуткие времена настанут. Говорят, можно будет сфотографировать человека в разных ракурсах, снять его эмоции, записать все это дело – а компьютер из таких заготовок сделает что угодно. Всё… актер больше не нужен. Но разве будет это кому-нибудь хоть сколечко интересно?

- Сколько ролей сыграно Вами за всю жизнь?

- В театре уже за сотню перевалило! В кино снялся в 20-30 картинах. Но чего они стоят! Мы подсчитывали, что в сериале «Перекресток» 20 с лишним часов экранного времени только моя физиономия мелькала! Это сколько полнометражных фильмов можно было бы сделать!

- Наверное, во время спектакля часто случается что-нибудь непредсказуемое?

- Однажды где-то на гастролях играли мы «Собачье сердце». И во время реплики профессора Преображенского, прямо на словах «почему в одно и то же время гаснет свет?» в зрительном зале действительно отключили свет! Потрясающее совпадение! Всякое случается, жизнь вообще удивительная штука.

- Что главное в профессии актера?

- Вся профессия наша держится на честолюбии! Если ты не хочешь быть лучшим, то и не станешь по-настоящему хорошим артистом. Смотрю сейчас олимпиаду, вижу в горящих глазах каждого спортсмена огромное желание завоевать медаль. Также и у артистов – все мечтают быть первыми. А главная награда для каждого актера – это внимание зрителей, их аплодисменты. И лучший подарок на каждый день рождения для меня – это аншлаг.

- Вам никогда не хотелось изменить что-то в своей судьбе, уехать из Алма-Аты?

- Бывало. Но, как говорят, человек предполагает, а бог располагает. Каждый раз что-то возвращает меня на прежние рельсы. Наверное, это какой-то рок. Однажды хотел уехать – и заболел. Ушел из театра, сказал себе «нет!» - но потихонечку стал совмещать кино и театр. И медленно, но верно, доля театра вытеснила все остальное.

И из Алма-Аты никуда не уехал, потому что здесь родился и всю жизнь прожил. Раньше этот город был, как большая деревня, и все детские воспоминания связаны именно с ним. Помню день смерти Сталина. Мне было три годика, я проткнул ногу, и отец нес меня в поликлинику. Помню людные улицы, черные флаги. Помню, как бежали ручьи по выложенным камнями арыкам… И Алма-Ата казалась этаким прекрасным полукурортным городом с мягким климатом и большим количеством зелени. Помню приятные бризы, когда до обеда ветерок тянул в горы, а после обеда – с гор, такой свежий и прохладный... И, конечно, помню чудные-чудные вечера, когда чувствуешь себя словно под природным кондиционером.

- Подводя итоги, можете ли Вы сказать, что «жизнь удалась»?

- С одной стороны – у меня прекрасная судьба. Но есть и упущенные возможности. Мы же люди, мы всегда чем-то недовольны!