13 октября 2016 | Просмотров 746 | Комментариев
Движение в сторону честности
Движение в сторону честности
ИЛЬЯ БОБКОВ, актер и режиссер ГАРТД им. Лермонтова, принимал участие в 14-м международном театральном фестивале High Fest, проходившем в Ереване под лозунгом "Воплоти свою мечту вместе с High Fest.. На фестивале он представил свой спектакль STAY TRUE, который поставил в независимом театре «Бункер».

 

На 12 театральных площадках армянской столицы зрители фестиваля с 1 по 8 октября увидели более 50 спектаклей в различных жанрах – драматических, музыкальных, танцевальных, кукольных, марионеточных, цирковых и детских. Делегатами фестиваля стали  250 гостей из 20 стран.
В интервью tl.kz Илья Бобков поделился своими впечатлениями от участия в фестивале.
- Илья, каким образом ваш спектакль прошел отбор на фестиваль?
- После показа моего спектакля «Моцарт» на международном театральном фестивале «Откровение» президент High Fest Артур Гукасян пригласил меня в Ереван на свой фестиваль. В октябре прошлого года я побывал в столице Армении, отсмотрел всю программу фестиваля. А в этом году, 20 мая в арт-убежище «Бункер» мы впервые сыграли спектакль Stay True – вербатим, сделанный на основе интервью с алматинцами. Я отправил видео Артуру, после чего он перезвонил и предложил участвовать в основной программе.
- У вас раньше был опыт освоение жанра вербатим или это чистой воды эксперимент?
- Скорее, эксперимент. Идея возникла прошлой осенью, по возвращении из Еревана. С ребятами из «Бункера» мы только в течение пяти месяцев собирали материал, записывали интервью, обрабатывали их, сокращали. И за оставшиеся два месяца собрали спектакль. Этот опыт, кстати, стал толчком к созданию следующего спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева, который я поставил летом в Бишкеке.
- Как бы вы определили для себя, как для режиссера, основную задачу спектакля? Возникали  какие-то сложности в процессе работы над материалом?
- Пожалуй, основная задача заключалась в том, чтобы сделать текст интересным для восприятия зрителем. Мы много уделяли внимание технике текста, как его оживить, «присвоить» его себе, чтобы получился максимально честный рассказ не актера, но человека, который рассказывает действительно свою историю. Отсюда вполне естественные сложности, поскольку у ребят, наших молодых актеров, недостаточно опыта работы в таком непростом и, подчеркиваю, честном жанре, как вербатим.
- В чем, если можно так выразиться, главная концептуальная фишка фестиваля High Fest?
- Представьте географический охват от Европы до Америки через Азию, Японию...  Действительно международный фестиваль, который призван охватить и исследовать все веяния изобразительного искусства – представлены не только драматические театры, но и кукольные, пластические, марионеточные, цирковые, танцевальные, мультимедийные... По сути, это один из главных фестивалей на постсоветском пространстве. Он не конкурсный, никто никого не судит, зато приезжают авторитетные и уважаемые арт-менеджеры, продюсеры, искусствоведы со всего мира. Фестиваль имеет серьезную поддержку на правительственном уровне в лице министерства культуры Армении.
- Вы можете выделить какие-то фестивальные постановки, которые произвели на вас неизгладимое впечатление?
- Хедлайнером фестиваля стал берлинский театр Максима Горького, представивший спектакль «Аукцион душ» в постановке канадской актрисы Арсине Ханджян. Это документальный спектакль о судьбе Аршалуйс Мартиканян, девочке, которая во время геноцида в Армении бежала из страны и пешком добиралась до Америки. Там она написала мемуары, на основе которых в 1919 году был снят немой фильм «Аукцион душ». Спектакль очень интересный, мне очень понравились приемы работы с видео. Но больше всего меня тронул спектакль "Братья Карамазовы” Санкт-Петербургского "Небольшого драматического театра”. В нем играют студенты-выпускники, но как потрясающе они работают на сцене эти три часа с антрактом! Спектакль собран этюдным методом, поэтому каждая сцена наполнена огромнейшим количеством интересных приспособлений.
- Возвращаясь к вашему спектаклю, как его приняли зрители, критики?
- Очень тепло приняли. Нас порадовала площадка, на которой играли спектакль: такая крутая сцена, по энергетике наработанная. Зал был переполнен, люди сидели в проходах на подушках. Потом к нам подходили студенты театрального вуза, благодарили, задавали вопросы... Несколько продюсеров тоже проявили интерес к постановке, мы обменялись контактами.
- Как бы вы, исходя из просмотренного фестивального материала, определили основные тенденции современного мирового театра. В какую сторону, грубо говоря, он движется?
- Тут можно коротко ответить: театр движется в сторону честности. Максимальная искренность! Честно сказать, на фестивале я не видел ни одного спектакля, в котором присутствовал бы хоть какой-то наигрыш. Актёры не существуют сами по себе на сцене, а они как бы находятся в конфликте и разговоре со зрителем.


Движение в сторону честностиДвижение в сторону честностиДвижение в сторону честности