1 февраля 2014 | Просмотров 1213 | Комментариев
Театр им. Лермонтова представил премьеру «Полная гармония»

Курсив.kz
19 сентября 2013 года

Театр им. Лермонтова представил премьеру «Полная гармония»

Регина ВУС


Алматинский Государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова, отмечающий в этом году 80-летний юбилей, 14 сентября представил очередную премьеру – спектакль «Полная гармония» по пьесе трех французских авторов. И если предыдущая премьера, «Визит дамы», – образец масштабной драмы, наполненной глубокими страстями, то «Полная гармония» – постановка о самых обычных современных людях, действие которой ограничено стенами одной парижской квартиры.
Зрителей, собирающихся перед театром, встречали живой музыкой – аккордеонист, одетый по-французски, исполнял самую популярную парижскую мелодию, задавая соответствующее настроение. Однако настроение не особо пригодилось – в самом спектакле кроме имен оказалось мало чисто французского: все события с успехом могли произойти почти в любой стране мира, поскольку проблемы, поднятые в спектакле, космополитичны. Это все более выходящие на передний план одиночество и занятость, обмен ролями между мужчиной и женщиной, взаимоотношения родителей и детей, богатых и бедных, и, конечно, вечный любовный треугольник. Спектакль, который, несмотря на перипетии сюжета, похож на сказку, можно назвать очередной современной вариацией «Царевны-несмеяны», где некий Иван-дурак, разогнав печаль царевны, получает в награду ее и полцарства в придачу. Но все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Герой не совершает ради «царевны» никаких подвигов, напротив, «царевны» незаметно соблазняют и ублажают его доступными для них способами. Неслучайно в качестве центральной декорации на сцене расположена репродукция картины, где Ева предлагает Адаму яблоко, и неслучайно репродукция черно-белая – запретный плод, которым можно увлечь «Адама» наших дней, сильно отличается от библейского.
В постановке задействовано всего четверо актеров: во-первых, уже привычный по многим спектаклям «любовный тандем» заслуженного деятеля РК Марины Ганцевой и Сергея Уфимцева. Она играет роль Мари – деловой женщины средних лет, которая заглушает работой многолетнюю тоску по умершему любимому человеку, он исполняет роль Франсуа – бывшего учителя музыки, из-за проблем с алкоголем покинувшего систему образования и сейчас зарабатывающего всеми возможными способами, в том числе уборкой квартиры Мари. Единственные сильные стороны этого свободного художника – привлекательная внешность, любовь к дочери, из-за которой он бросил пить, и композиторские порывы. Франсуа делает все, чтобы не упасть в глазах больной лейкемией восемнадцатилетней Юлии, но при этом он один из типажей героев нашего времени – прошел через некрасивый развод и алкоголизм, живет в мечтах о творческом успехе, перебиваясь случайными заработками, не думает о чувствах других и с легкостью принимает всякого рода помощь от женщин. Третья сторона любовного треугольника – мать-одиночка Люсиль (Лариса Осипова), горничная, которая думает, что Франсуа сможет стать отцом ее детям, и поддерживает его как может. Тоскующая о любви бездетная Мари, узнав о ситуации с дочерью Франсуа, также кидается ему на помощь. Разумеется, «помогают» они не просто так, каждая в душе лелеет надежду на взаимность.
Франсуа, чтобы дочь не узнала правду о том, что он почти бомж, намерен принять ее в квартире Мари, пока Мари будет в отпуске. Однако Мари узнает о его планах и вызывается украсить картину благополучной жизни, чтобы не расстроить больную дочь. Мари и Люсиль надеются, что Франсуа определится с выбором после выздоровления Юлии. Почти до самого конца спектакля непонятно, ответит ли Франсуа на чувства какой-либо из них, и есть ли вообще у него к кому-нибудь чувства, да и в чем, собственно, интерес дам. Женщины по мере своих сил сражаются за благосклонность Франсуа, - одна, чтобы избавиться от одиночества, а другая, чтобы у детей был отец, а он плывет по течению. В итоге все решает то ли последствие «несчастного случая», произошедшего на диване в гостиной, то ли шикарная квартира и хорошее положение Мари, то ли игра в семью, которая перестала быть таковой.
Разбавляют любовную тему появление дочери Франсуа, Юлии, роль которой очень живо исполнила Анна Фоминых, и регулярные звонки матери Мари, чей голос также можно назвать отдельной и весьма эффектной ролью.
Спектакль по пьесе Л.-М. Колла, А. Буржуа, Ф. Каруа поставил Владимир Молчанов, работавший над рядом постановок театра. В их числе комедии «Верная жена», «Пижама на шестерых», «Я не Раппапорт», трагикомедия «Ищите женщину» и детектив «Убийство по ошибке». В новой постановке, жанр которой справедливо не определен (в афише указано лишь то, что это спектакль в двух действиях), перемешаны комедийные, драматические и трагикомедийные моменты, что вкупе с неопределенностью образа Франсуа оставляет смешанные чувства. И полной гармонией эти чувства не назовешь.
Несмотря на кажущуюся простоту, спектакль провоцирует на размышления о мотивах героев и их дальнейшей судьбе, а спусковыми крючками для этих размышлений служат незначительные с первого взгляда фразы и поступки, промелькнувшие на сцене. Сквозь смешанные чувства в спектакле однозначно радуют сцены соперничества женщин, их откровения и довольно многочисленные комедийные моменты.
Если образы женщин достаточно яркие, то образ Франсуа не укладывается ни в какие определения. И это не есть недоработка актера, его «написали» таким. Назвать Франсуа альфонсом нельзя, он не требует ничего, просто женщины, жалея его, сами кидаются на помощь. Негодяем и предателем тоже не назовешь – он никому ничего не обещал и, по большому счету, оказался втянутым в не нужные ему любовные игры, затеянными женщинами. Но и на героя он не тянет, поскольку изначально не собирается нести ответственность ни за свой выбор, ни за его последствия. Если целью спектакля было показать жизнь, как она есть, или нарисовать образ усредненных мужчин и женщин в современном мире, то она достигнута.
И по тематике, и по количеству актеров, этот спектакль все же больше подходит для камерной сцены – возможно, более близкий контакт со зрителями сделал бы впечатление от него более четким. Единственное «но», на камерной сцене вряд ли бы получилось так изумительно сыграть световыми эффектами – именно за счет разнообразной подсветки на сцене создавалась атмосфера уютного дома Мари, в котором до появления Франсуа и Юлии некого было любить, и только в этом свете гармония временами представлялась действительно полной, но все равно довольно хрупкой.
Следующий показ спектакля состоится в среду, 25 сентября, в 19.00.




Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов