20 июля 2011 | Просмотров 1900 | Комментариев
Возвращение Фудзиямы

"Казахстанская правда"

Возвращение Фудзиямы

Елена БРУСИЛОВСКАЯ

 

В конце театрального сезона Государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова представил на суд зрителей сразу две премьеры – спектакль по пьесе Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова «Восхождение на Фудзияму» и детектив английского драматурга Эдварда Тэйлора «Убийство по ошибке».

40 лет спустя

Художественный руководитель театра, народный артист РК Рубен Андриасян провел своего рода эксперимент, не побоявшись включить в репертуар разные по стилистике спектакли, имеющие блистательную сценическую биографию.

Пьеса «Восхождение на Фудзияму» Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова впервые была поставлена еще в начале 70-х годов на сцене знаменитого московского «Современника». Премьера прошла настолько успешно, что после этого спектакль начал триумфальное шествие по миру. Он был показан в 19 странах, в том числе в Нью-Йорке на Бродвее, в Лондоне, Париже, Токио...

Казахстанские зрители увидели «Восхождение на Фудзияму» в 1975 году на сцене Казахского государственного академического театра драмы им. М. Ауэзова в постановке Азербайжана Мамбетова. А в 2008 году в этом же театре спектакль обрел новую жизнь – он был воссоздан в интерпретации режиссера Оразхана Кенебаева. Надо еще напомнить, что в 1988 году на киргизской киностудии Болотбек Шамшиев снял фильм по этой пьесе.

А теперь и театр русской драмы обратился к прославленной драматургии, посвятив спектакль 20-летию Независимости государства. «Почему вы выбрали именно эту пьесу, ведь надо иметь определенную смелость, чтобы браться за спектакль, имеющий столь «звездный» шлейф?» – задаю вопрос постановщику Рубену Андриасяну.

– Я выбрал его, потому, что, к сожалению, нет современных пьес про совесть, – пояснил Рубен Суренович. – А ведь именно дефицит совести очень ощутим в нашем обществе. Коррупция – это тема совести, так же как и недобросовестность, обман, нечистоплотность, предательство... И нам показалось важным заставить зрителя над этим задуматься. Что же касается опасности повториться, учитывая известность материала, то мы несколько скорректировали пьесу – сократили и немного изменили финал. За 40 лет со времени ее создания многое изменилось. Дело в том, что наши классики – и Калтай, и Чингиз – допустили, на мой взгляд, большую ошибку, не взяв в свое время переводчика – русский текст писал сам Айтматов. Безусловно, он прекрасно владел литературным языком, но ведь пьесы пишутся на разговорном... И получилось, что агроном и сельский учитель общаются на уровне профессоров МГУ. И если раньше это было допустимо, то сейчас уже возникает ощущение неправды. Ведь восприятие людей тоже со временем меняется. Вот, скажем, недавно я еще раз посмотрел известный фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года», которым когда-то все мы восхищались. На мой взгляд, он очень наивен: так сейчас не говорят, так сейчас не думают и так себя не ведут. Время ушло, и когда мы возвращаемся к той, советской драматургии, это надо учитывать. Я с большим страхом ждал, когда придет на спектакль вдова Калтая Мухамеджанова Фарида Бекжановна – человек очень резких суждений, но она сказала: «Сегодня дух Чингиза и Калтая витал в вашем зрительном зале». Для меня это была очень дорогая похвала, значит, наши коррективы не затмили главного в пьесе.

Скелет в шкафу

Жанр второй премьеры – «Убийство по ошибке» английского драматурга Эдварда Тэйлора в постановке Владимира Молчанова – в театральной программке обозначен как триллер. Если мне не изменяет память, триллеров на этой сцене еще не было. Хотя художественный руководитель театра говорит, что ему больше нравится слово «детектив». Впрочем, это не столь существенно. Важно другое – детектив, а уж тем более триллер, должны держать зрителей в постоянном напряжении. Пьеса Тэйлором так и написана: лихо закрученный сюжет, интригующие коллизии и неожиданная развязка.

...Гарольд Кент и Пол Ригс вместе пишут модные детективные романы. После нескольких лет успешного сотрудничества у них возникает разлад. Пол начинает шантажировать партнера, грозя разоблачением финансовой махинации, которую тот совершил в прошлом. Тогда Гарольд решил от него избавиться. Но совершить «идеальное убийство», как оказалось, не так-то просто. Тем более если в этом замешена женщина.

Надо сказать, что этот спектакль, как и «Восхождение на Фудзияму», с успехом прошел на российской сцене, более того – был отмечен на одном из последних театральных фестивалей. Назвать успехом алматинскую постановку я бы не спешила. И хотя на сцене по законам жанра льется кровь и пугают «скелеты» в шкафу, страшно от этого не становится. На мой взгляд, артистам не хватает легкости, естественности, сыгранности, даже самоиронии, учитывая, что детектив автором обозначен, как иронический.

Не случайно, отмечая хорошую драматургию, Рубен Андриасян также считает, что спектакль еще не набрал силу. Хотя он уверен, что «ребята разыграются», тем более что пьеса – не пустышка, в ней также поднимаются серьезные нравственные вопросы.

Что же касается ближайших планов театра, то до конца сезона есть намерение выпустить еще один спектакль по рассказам Василия Шукшина «Чудики». Его поставит знакомый алматинскому зрителю российский режиссер Владимир Еремин. В качестве художника выступит ныне живущий в Германии Эрнест Гейдельбрехт, с которым Рубен Андриасян работал в алматинском ТЮЗе еще в 70-х годах. Это не первое сотрудничество художника с театром им. Лермонтова – на сцене уже идут непривычный для восприятия «Король Лир» и изысканно оформленный «Вишневый сад».

Летом театру предстоят первые зарубежные гастроли – три своих спектакля – «Король Лир» Шекспира, чеховский «Вишневый сад» и «Пожар в сумасшедшем доме во время наводнения» по пьесе Владимира Еремина – лермонтовцы покажут в Софии, а в Пловдиве они примут участие в Международном театральном фестивале, где будут представлены в основном коллективы из Восточной Европы.




Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов