7 февраля 2009 | Просмотров 2331 | Комментариев
Вальс в конце сезона

"Казахстанская Правда", 2000 год


Вальс в конце сезона


Константин КЕШИН





Долгожданной премьерой на Малой-сцене лермонтовцы завершают сезон. А дальше - летние каникулы, которые в прошлом были временем гастролей. Пока же мы смотрим новый спектакль, который примечателен во многих отношениях и позволяет говорить не только о премьерной постановке.

Во второй половине сезона, последовавшей за "Гамлетом", сыгранным громко, резко, эффектно, лермонтовскую сцену прочно заняли представители второго, а то и третьего эшелона современной французской драматургии. Исключение - Франсуаза Саган. Можно было бы укорить театр за столь сильный галльский акцент, однако то были бы поверхностные упреки. Вся эта вереница спектаклей от "Контракта" через "Не верь глазам своим" ("Мужской род, единственное число") до "Когда лошадь теряет сознание" и, наконец, финальных "Уроков французского" призвана была покончить с пессимистической легендой, что театр в нынешние времена никому не нужен. Что, образно говоря, "ящик", извергающий настырную до непристойности рекламу, окончательно завоевал всех и вся.

Потому-то Театр им. Лермонтова почти весь сезон энергично приучал зрителей к напряженному ритму постоянных премьер, к тому, что в круговороте культурных событий города он занимает заметное, не заслоняемое никакими конкурсами, фестивалями и состязаниями место. Теперь достаточно заглянуть в зрительный зал, чтобы убедиться: такая практика во многом оказалась верна. Так что пора и некоторые итоги подвести.

Традиция развлекательного спектакля, заодно, естественно, и кассового (к чему здесь лукавить), поддержана театром добротно и добросовестно. Будь то мелодрама или комедия - все игралось с изяществом и достоинством, без напыщенности и, как правило, с воспитательным прицелом. Постановщики и актеры неплохо справлялись с психологическим "малым триллером" ("Контракт"), с рискованной интригой "Мужского рода"; ярким сценическим свершением стала игра Виталия Гришко в роли Честерфилда ("Когда лошадь теряет сознание").

Можно долго перечислять удачи и провалы, хвалить и порицать актерские работы и режиссерские решения, но обратимся к завершающей сезон премьере.

Главного героя "Уроков французского" тишайшего и скромнейшего пенсионера Амедея судьба внезапно сталкивает с тем, что во времена раннего Горького называлось "дном". Бывший преподаватель словесности, всю жизнь пребывавший в атмосфере творений Расина и Мольера, Флобера и Пруста, вызволяет из беды представительницу одной из древнейших профессий (Л. ,0сипова). М. Токарев играет милого, доброго холостяка с твердым кругом привычек, флегматичного и сильно поотставшего от времени.

Конечно, добрый поступок не остается без неожиданных, все больше малоприятных последствий. Впрочем, не стану пересказывать сюжет, хотя скажу сразу - знакомство с его подробностями ничуть не уменьшает интереса к несомненно удавшемуся спектаклю. Отмечу лишь очень хорошую, тонко продуманную и тщательно выверенную игру М. Токарева, совершенно преобразившегося и не сразу узнанного даже поклонниками. А вторая половина "Уроков французского", когда на сцене в качестве брата главного героя сельского священника Жозефа появляется В. Толоконников, оставляет нам лишь восхищаться безудержной актерской щедростью. На зрителя обрушивается каскад комических штрихов, краски нарочито выбираются откровенно грубые, но, поверьте, с жизненной достоверностью и логикой сюжета криминальной комедии все в полном порядке.

Так что режиссер-постановщик А. Кизилов и художественный руководитель театра Р. Андриасян дополнили лермонтовский репертуар еще одним зрелищем, которому можно предсказать популярность и долгую жизнь. Тем более что, помимо всего прочего, постоянный конфликт "высокого штиля" и современного молодежно-тюремного жаргона, у истоков которого стояли "лингвисты" из племени Мумбо-Юмбо, приобрел весьма злободневный характер. "Уроки французского" - это и уроки чистого во всех смыслах русского языка. Юношам и девушкам после этого спектакля не так-то просто будет "прикалываться" и восторженно вопить: "Прикинь!". Эти примитивные речи станут неприятно горчить... И все же, хорошо понимая, как важно нынче театру быть несерьезным, как нелегка, с нынешними-то финансовыми возможностями, задача вернуть зрителя в зал, а также приохотить к театральному действу тех, кто только начинает задумываться "делать жизнь с кого", выскажу и свои опасения, которые крепнут на протяжении сезона от спектакля к спектаклю. Как мне кажется, театру не проходит, да и не может пройти даром односторонняя ориентация на беспроигрышно кассовые представления. Рано или поздно даже доброжелательно настроенному зрителю наскучат штампы и трафареты коммерческого конвейера, он отвернется от "скорострельной криминальной драматургии" и душа запросит высокой классики. Смогут ли тогда актеры и постановщики, блистательно доказавшие, что театр может быть превосходным балаганом, искристым, многоцветным и увлекательным, справиться с тем, что театр, кроме всего прочего, еще и тот самый храм искусства, где душа восходит к нравственному и интеллектуальному совершенству?


...Схлынули события, потрясшие до основания размеренную жизнь пожилого холостяка Амедея. Агрессия вульгарности, соблазны неправедного заработка и прочие рифы и мели, которыми столь обильна нынешняя жизнь, ' остаются позади. И мужчина, и
женщина, встретившиеся на грани жизни и смерти, обретают покой верного выбора. Они необходимы друг другу. Самое точное и безошибочное тому свидетельство, как это и полагается в крепко скроенной и неплохо сшитой мелодраме, - красивый медленный вальс, прощальный танец, поскольку пришла пора расставания с сюжетом и со зрителями. "...Мы танцуем вдвоем, так скажите хоть слово...". Но слова-то теперь и не нужны. И когда финал спектакля завершается в благосклонной полутьме, мы завидуем счастью героев, созданному добротой и бесстрашием. Завидуем и аплодируем. И ждем новых встреч с нашим надежным повседневным спутником - Театром им. Лермонтова.











Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов