11 апреля 2012 | Просмотров 2122 | Комментариев
Дмитрий Скирта. Хочется найти пьесу, которая зацепила бы…

Книга «Я родом из ТЮЗа»

Дмитрий Скирта. Хочется найти пьесу, которая зацепила бы…

Людмила МАНАННИКОВА

 

Дмитрий Скирта,заслуженный артист Республики Казахстан

Дмитрий Скирта утверждает, что в театр он попал случайно. В семилетнем возрасте гулял по парку города Курска, к нему подошла женщина и спросила: «Мальчик, хочешь участвовать в кукольном кружке?». Он ответил: «Хочу». Так, будучи ребёнком, Дмитрий впервые почувствовал «вкус славы».
Когда подрос, пришёл в самодеятельный театр города Курска «Ровесник». Работал там до совершеннолетия. После окончания школы поступил в Иркутское театральное училище, окончил его с красным дипломом. А когда Диму пригласили в алматинский театр «Бенефис», пообещав «золотые горы», отказываться не стал и поехал в далёкий Казахстан. Шёл трудный 1992 год.
– Я там проработал полгода, потом меня забрали в армию. Служил в Актау, Атырау, охранял важные для государства объекты, а когда узнали, что я артист, перевели в ансамбль песни и пляски МВД Казахстана. Сначала был конферансье, потом ещё и танцевал. Но когда после армии вернулся, театра «Бенефис» уже в Алма-Ате не было – он переселился в Елец, где успешно существует и по сей день.
Потом случайно пришёл в ТЮЗ, меня прослушал Б.Н. Преображенский и взял в театр. Шёл 1994 год.
…Когда читаешь список ролей Дмитрия Скирты, начинает кружиться голова.
А. Пушкин. «Прими собранье пестрых глав...» – Пушкин, Онегин.
М. Булгаков. «Белый крест» – Николка, Алексей.
У. Шекспир. «Гамлет» – Гамлет.
А. Пушкин. «Зависть» – Моцарт.
А. Чехов. «Чайка» – Тригорин.
А. Вампилов «Утиная охота» – Зилов.
Уже одного этого достаточно, чтобы осчастливить актёра на всю жизнь, а ведь Диме нет ещё и 40. Какой-то особой звездности при разговоре с актёром я не ощущала, хотя, конечно же, цену он себе знает.
Буквально сразу после разговора посмотрела спектакль «Муха-цокотуха», который режиссер Ирина Симонова поставила несколько странно. Дима в нем играет того самого Паучка-Старичка, который «муху уволок». Анализ этого спектакля – предмет особого разговора, и хотя на него ведут детей, начиная с двух лет, мне кажется, он больше интересен для взрослых и подростков, хотя, вероятно, и малыши в нем что-то находят. В спектакле звучат песни на очень серьезные стихи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, других поэтов, а Паучок у Димы – этакий красавец-злодей, итальянский мафиози в длинном черном плаще, в которого юные зрительницы влюбляются с первого взгляда.
«А я так хотела, чтобы Муха и Паук поженились», – подслушала впечатления разочарованной маленькой девочки после спектакля корреспондент газеты «Дружные ребята» Юлия Чернова.
Недавно состоялась премьера спектакля «Белоснежка и семь гномов», в котором Дмитрий попробовал себя в роли режиссера-сказочника. Мне спектакль понравился. В нем есть всё, чтобы заворожить зрительный зал. Трогательная Белоснежка (Наталья Лунина), восхитительная злодейка-королева (Ольга Коржева), чудесная, просто роскошная компания гномиков, в которую входят старейшие актрисы ТЮЗа Татьяна Тарская, Валерия Крымская, Любовь Бойченко. Спектакль детей восхищает своими чудесами и в то же время поставлен очень четко – понятен для восприятия ребенка. Это было видно по зрительному залу: дети в опасные минуты мобилизовывались и пытались подсказать героям «правильные поступки». Были видны интересные режиссерские находки: зеркало-телевизор, такой душевный мяч-глобус, который перекидывали, разговаривая между собой, Принц и Белоснежка...
И хотя Дима, как и положено артисту ТЮЗа, играет во многих детских спектаклях – в «Али-Бабе и сорока разбойниках», «Сказке о царе Салтане», «Петрушке-Иностранце», «Волшебных кольцах Альманзора», говорим мы с ним больше о спектаклях взрослых, серьезных.
Одна из любимых ролей – Том в «Стеклянном зверинце». В немецком театре Дмитрий ухитрился сыграть Макбета – пьесу ставил английский режиссер. «Представляете, как здорово!»
В отличие от философа Тахира Восилова, который любит порассуждать о сыгранных ролях, Дмитрий краток и лаконичен. Каких-то особых «размышлизмов» на тему «я и мои роли» или «я как режиссер», я от него не добилась, хотя, как человек многогранный, он пробует себя везде, где только можно.
Известно, что сегодня в театре напряжёнка с режиссёрами, особенно молодыми и талантливыми, вот театр и предоставляет возможность своим актёрам испытать здесь свои силы. Со стороны директора и главного режиссера это довольно смело, и уважать за это их стоит.
Первым режиссёрским спектаклем Дмитрия был «Утиная охота» по пьесе Вампилова, и сразу же все алматинские газеты просто «выстрелили» рецензиями на неё.
«В русском ТЮЗе им. Натальи Сац продолжаются эксперименты, – пишет Айша Амирхан в газете «Бизнес и власть» 11 апреля 2008 года. – Эстафету новых авторов подхватил один из актеров театра Дмитрий Скирта. ...В качестве дебютной работы он выбрал довольно популярное среди режиссеров произведение – известную пьесу Александра Вампилова «Утиная охота».
Желающих «поохотиться» вместе со Скиртой было довольно много – камерный зал ТЮЗа был битком набит. Спектакль начался раньше, чем зрители предполагали – когда они рассаживались по местам, на сцене уже лежало нечто, похожее на труп. Чуть позже оказалось, что это и есть главный герой – неприкаянная душа Виктор Зилов. Поскольку третий звонок еще не прозвучал, публика общалась, не обращая ровно никакого внимания на этот молчаливый перформанс. Этот факт был, пожалуй, единственным экзистенциальным ощущением за весь спектакль – от этой распластанной на полу фигуры, похожей на манекен, веяло вселенским одиночеством…»
Вторым режиссерским спектаклем был «Гарольд и Мод».
– Пьесу «Гарольд и Мод» – рассказал Дима, – мне принесла лет семь назад как актёру Татьяна Николаевна Тарская. Я её прочёл: «Да, классная пьеса!» Таким образом, пьеса отлежалась и в конце концов родился спектакль.
Спектакль мне понравился. Это, конечно же, был бенефис Татьяны Николаевны Тарской, которая держала зал… Да и само содержание вполне актуально, когда сегодня нам так навязывается понятие, что счастье в деньгах и богатстве.
«…Однако заслуженному артисту РК Дмитрию Скирте удалось внести в спектакль свежие нотки, – пишет Карина Юденич (газета «Литер», 21 апреля 2009 г.). – То, как появилась в спектакле Мод, может быть, и не новый театральный прием, однако зритель в зале был немного озадачен, увидев, как старушка в первом ряду неожиданно начинает кружиться в танце прямо перед зрителями. В вальсирующей женщине зритель сразу же узнал заслуженную артистку РК Татьяну Тарскую. Однако появление Мод – далеко не единственная придумка режиссера. В пьесе, где чередуются бесконечные инсценировки самоубийства Гарольда и безрассудные выходки Мод, где уважаемая женщина пытается с помощью последних технологий найти своему сыну спутницу жизни, где молодой парень влюбляется в восьмидесятилетнюю старушку и делает ей предложение, много неожиданных режиссерских решений, много того, что до самого конца держит зрителя в напряжении и не позволяет, махнув рукой, покинуть театр в антракте. В этом спектакле поражает все: блестящая игра актеров, простые, но очень хорошо подобранные декорации, музыкальное сопровождение спектакля, которое не мешает актерам, а только правильно подчеркивает сюжетную нить... Это тот спектакль, на который хочется прийти снова».
– С Димой работать мне было легко и просто, – рассказала мне Татьяна Тарская. – Он не сковывал актёрской инициативы, не навязывал своё решение, мы импровизировали, придумывали, а уже в конце как-то очень точно расставил акценты, подправил всё, как надо.
– Это так? – спросила я у Димы.
– Не совсем, – ответил Дима. – Просто Татьяна Николаевна перенесла моё персональное отношение к ней на всех актёров. Я знал, что она может привнести в спектакль что-то своё, интересное, поэтому полагался на ее вкус и фантазию, а некоторых актеров надо было направлять сразу довольно жёстко.
– Для кого вам больше нравится ставить спектакли – для детей или для взрослых?
– Я очень люблю всех детей, которые приходят в театр. Их не обманешь… С удовольствием принимаю участие в новогодних праздниках, люблю играть на них отрицательных персонажей. Но, если честно, больше мне всё же нравится ставить спектакли для взрослых. Столько пьес перечитал, хочется найти что-то такое, что бы зацепило, как «Утиная охота» когда-то.
– Как вы относитесь к своему успеху?
– Перед сдачей я очень волнуюсь, но когда мои ожидания оправдываются, все хлопают, я радуюсь.
…Если у кого-то сложится впечатление, что Дмитрий – баловень судьбы, это будет неправильно. Родители его ушли из жизни рано. Отец, когда мальчику было всего 5 лет, мать – когда ему едва исполнилось 17 – хрупкий, очень ранимый неустойчивый возраст, именно в это время мальчику позарез нужны родители… Но – такова судьба…
«Было время, когда есть было нечего, я сам блинчики без масла пёк», – вспоминает актёр. – Правда, рядом была сестра. Сейчас она далеко – уехала с театром «Бенефис» в Елец.
– Какой же актёр не мечтает о громкой славе! Вы родились в России, волей случая оказались в Казахстане. Не хотелось добиться успеха на московской сцене, в российском кино, когда тебя знают все?
– Я иногда думаю о своих однокурсниках по училищу. Многие, бросив театр, занялись бизнесом, есть те, что играют в театре, очень мало – пробились и стали довольно известными актёрами. Возможно, стоило в своё время поехать в Москву, но сейчас, как мне кажется, поезд ушёл. Можно, правда, уехать в Питер, где 200 с лишним театров, куда-то пристроиться, но я не уверен, что в Москве или Питере получил бы те главные роли, которые сыграл здесь, на сцене ТЮЗа… Не знаю, как дальше мною распорядится судьба…
– Вам нравится сниматься в кино?
– Да. Ведь это новые знакомства, общение с новыми людьми. От кино я никогда не отказываюсь. Снимался в фильмах «Обратная сторона», «Кайрат-чемпион». Но мне больше нравится на сцене работать, чем перед камерой.
– Вы можете позволить себе выбирать спектакли?
– Сейчас могу. Я, например, отказался от роли Гвидона, так как мне кажется, что я уже толстый и старый.
– То есть, вы отказываетесь, когда думаете, что по каким-то соображениям на данную роль не подходите?
– Да, наверное.
– Если не театр, то что?
– Хирургия или покорение космических просторов.
– А если заново выбирать?
– Может, пошёл бы по другому пути.
– Кому вы хотели бы сказать спасибо за своё становление, как актёра?
– Борису Николаевичу Преображенскому и Валентине Александровне Дуловой – моему педагогу по актёрскому мастерству.
– У вас есть любимое занятие помимо актёрства?
– Горные лыжи и рыбалка.
– От каких своих недостатков вы хотели бы избавиться в первую очередь?
– От одного избавлюсь завтра – брошу курить.



Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов