29 ноября 2008 | Просмотров 2083 | Комментариев
"Нет, не покину, музы, алтарь ваш..."

"ОГНИ АЛАТАУ " от 16 декабря 1994 г.


"Нет, не покину, музы, алтарь ваш..."


 Людмила МАНАННИКОВА




Каждый страстный любитель театра любит театр по-своему: как говорится, сколько сердец, столько и видов любви.
Но у каждого театрала есть свои любимые актеры. Да, мы ищем в афише знакомое имя драматурга, смотрим,
какой режиссер поставил тот или иной спектакль, но любимый актер - это особое. Это - как встреча с любимым.
Созвучие душ.

Уже больше 20-ти лет я радуюсь, встретив в театральной программе имя заслуженной артистки республики
Нины Жмеренецкой. Не сомневаюсь - все, что покажет актриса, будет обязательно интересно.




Можно по-разному относиться к сегодняшней жизни. Кто-то открыл в ней для себя новые горизонты,
для кого-то жизнь стала необыкновенно тяжелой ношей. Но кроме всего прочего сегодняшний наш век проверяет
каждого на верность избранной профессии. И по этим меркам большинство актеров - люди верные. Несмотря на
их мизерную сегодняшнюю зарплату, они в театре и только в театре.

Мы сидим на диванчике в квартире Нины Жмеренецкой. Стол завален фотографиями, альбомами, вырезками из газет.
Нина Леонидовна - человек цельный. Сколько себя помнит, мечтала стать актрисой.

После окончания школы поступила в студию при Кишиневском театре. Вечером училась, а днем работала
слесарем-сборщиком на часовом заводе. Когда проучилась два месяца, а одном из спектаклей ей дали роль мальчика,
предложили ехать на гастроли.

- Не могу, я же работаю на заводе, - объяснила она, - там получаю зарплату. (В театре ей ничего не платили.) Ей
дали театральньй оклад - 56рублей, и заводская карьера прекратилась. Нина стала профессиональной актрисой.
А мальчиков, кстати, в театре она больше не играла никогда. Была для этого слишком женственна. Зритель в ней
сразу узнавал "девчонку".

Когда в Кишиневе открылся филиал Ленинградского театрагьного института (ЛГИТМКа), поступила туда,
окончила его с отличием.

- Ваша мама имела отношение к театру?

- Нет, она по профессии журналист и в те годы занимала разные руководящие должности. Часто ездила в
командировки - в Москву, за рубеж. Очень меня любиа, но а мои мелкие проблемы не вникала, и я оставалась
дома одна с книгами. Росла нелюдимой, неконтактной, зато еще с тех пор знаю множество стихов.

- Мама поддерживала ваше увлечение театром?

- Она хотела, чтобы я стала художницей. Я в детстве кроме художественного чтения занималась многим:
балетом, рисованием, пением. Всегда получала какие-то места и была, как говорится, при деле. Постарше влюбилась
в одного оперного актера, ходила на все спектакли и, естественно, знала наизусть все его арии. До сих пор их помню
и с тех пор люблю петь.

- А что вы поете?

- Романсы, арии, современные песни - это зависит от моего душевного состояния. Сейчас, например, той дело
напеваю один румынский романс.

Окончив институт, Нина приехала в Ленинград поступать в театр. Мечтала о БДТ, но опоздала на
просмотр на один день, и Товстоногов улетел в Финляндию. Чтобы не терять времени, отправилась в театр
Комедии. Подготовила Федру Еврипида и Улиту Островского: "не понравлюсь в одной роли, должна понравиться
в другой". Удивилась: фойе было забито актерами и их болельщиками. Все казались ей умнее, интеллектуальнее,
образованнее. Почувствовала себя маленькой провинциальной девочкой. Но экзамен выдержала. Экзаменаторы
разошлись только в одном: комедийная или драматическая Нина актриса. Как-то сразу вошла в репертуар, сырапа
несколько главных ролей. Катю в "Неравном браке", Розину в "Севильском цирюльнике", принцессу в "Обькновенном
чуде". Потом, узнала, что в Алма-Ате работает Мар Владимирович Сулимов, знакомый ей по Ленинграду, и приехала
сюда.

Так начался новый, уже алма-атинской отсчет времени. Могла ли тогда предположить юная Нина, что театр имени
Лермонтова станет ее судьбой на долгие годы?

- Мой дебют - Виктоша в "Сказках старого Арбата". Считаю, мне страшно повезло - все актрисы мечтали тогда
попучить эту роль. Потом Лизка в спектакле "Две зимы и три лета". Кстати, через много лет Р. С. Андриасян
поставил "Дом" Федора Абрамова, я сыграла ту же Лмзавету, но уже сорокалетнюю, это вообще редкое
актерское счастье - сыграть как бы продолжение своей роли.

- Со временем вы все же поняли - какая вы больше актриса - драматическая или комедийная? Когда я смотрела
"Последнюю попытку" по пьесе Задорнова, то смеялась от души, хотя не могу себя отнести к слишком эмоциональным
зрителям.


- Не хочу себя ограничивать какими-то рамками. Мне надо попробовать все. Когда играла Лизку,
то думала: а может, на самом деле она - это я? Мы как бы слились. Так же получилось с Галиной в "Утиной охоте".
Наверное, так всегда бывает, когда роль получается. Ну а что касается "Последней попытки"... У меня тогда было
какое-то "безролье". Для актера ничего ужаснее быть не может. Я нашла эту пьесу и стала сама репетировать.
Время от времени ходила к Р. С. Андриасяну, чтобы убедиться, в том ли направлении иду.

Рубен Суренович принципиально ничего не поменял, он понимал, как тонки, ранимы наши души, но помог
спектакль углубить. Из пустячка получился добрый, чистый спектакль. Он учит прощать, быть добрыми.
Идет уже три сезона."

- Вы репетировали с актером Ю. Капустиным "Двое на качелях" и вот теперь "Двойную игру". Лично мне
"Двойная игра" понравилась. Детективная интрига держит в напряжении зрительный зал, спектакль очень
зрелищный.


- Спектакль этот давался трудно. И пьеса вроде интересная, а в голове какой-то сумбур,каша... Но я человек стойкий.
Хвалят - приятно, ругают- собираюсь с силами и препятствие преодолеваю, в конце концов работа получилась, я
получаю большой допинг от этой роли. Мне кажется, я вся свечусь. Хотя устаю физически, но чувствую, что,
могу работать, многое в состоянии еще сделать. . .

Когда-то Нина Жмеренецкая сыграла Нину Заречную в "Чайке". Может быть, она этого не ощущает, но я бы назвала
эту ее роль программной. Дело в том, что роль она сырала вопреки замыслу режиссера В. Захарова. В спектакле Нина
Заречная падает духом, сдается, у Жмеренецкой Нина - сильная женщина. Ей очень хотелось, чтобы ее героиня
осталась "живой душой", не хотела она, чтобы она была "размятая как кошка, чтобы ее переехали катком".
Такая у Жмеренецкой Нина Заречная, такова - суть ее личности. Сильная и слабая одновренно.

В "Странной миссис Сэвидж" Нина играет бессловесную Пэдди. Женщину с острым недостатком любви. Актриса
вошла в эту роль сразу - по-женски ей тут все ясно. Вспомнились слова Эдит Пиаф, у которой было, кажется, все:
слава, деньги, и не было одного и самого главного - любви.

- Мне тоже не хватает любви , хотя если смотреть со стороны, я - человек сытый... Просто не люблю плакаться, считаю,
даже если плохо, нужно создавать имидж, что все идет хорошо.

- Цезония в "Калигуле" - это тоже о любви?

- Да, конечно. Я очень хотела играть эту роль. Камю - блестящий драматург. Там моя героиня дает своему
возлюбленному себя убить, так как считает, что жизнь с догорающей свечкой страшнее, чем если ее погасить. Какая
это должна бьпъ личность и какая любовь! Картину смерти Цезонии мне играть легко.

- Как вы думаете, что сегодня влечет людей в театр?

- Думаю, желание заглянуть в души других людей и тем самым понять себя. Если я могу показать, что я
могу быть черной, показать тайники своей души, значит, я - актриса. А потом, когда вытаскиваешь темное из
своей души, как будто избавляешься от него. Это катарсис. Покаяние. Я не сразу это поняла, а привел меня к этой
мысли Михаил Чехов. Раньше у меня было максималистское отношение к людям. Видела какие-то существенные
недостатки человека и зачеркивала его, отрезала от себя. Сейчас я могу видеть недостатки в человеке и оправдывать
его, могу простить почти все.

- Нина, вы хорошая актриса на сцене, а как в жизни?

- В жизни я не актриса. Думаю, если я буду играть в жизни, то не смогу это сделать на сцене. Если я буду
защищать свою душу кирпичами, со сцены никогда не пробьюсь к людям. Я понимаю, что открытого человека
бьют больше, но по-иному жить не могу. Наверное, принадлежу к тем актерам, для которых способ существования
на сцене - их собственная душа, их внутренний мир.
Мой "кувшин" все время наполняется новой водой.

- Не боитесь, что истощится?

- Надеюсь, что мой "кувшин" сохранится еще долго.

- Какое качество вы больше всего не любите в людях?

- Не люблю, когда унижают человеческое достоинство. Не могу видеть брошенных на улице животных.
Сколько сегодня бездомных кошек, собак, они беспомощны, не могут себя защитить...

- А что это за симпатичная собака рядом с вами?

- Это Кузя, наш "дворянин". Безродный пес, зато он уже успел сняться в кино. Когда я гуляла с ним во
дворе, Кузю узнавали...

- Вы счастливый человек?

- Считаю себя человеком развивающимся. Сегодня - счастье, завтра - чего-то недостает. Неделя премьеры - я
счастлива, готова на Поступки. Это - высокие для меня минуты, но завтра мне они будут уже малы...

Потом Нина читала стихи, мы пили чай с грушовым вареньем ("сварил муж, он мне во всем помогает, опора в жизни.
Я вообще неважная хозяйка, но надеюсь, у меня много других достоинств", - пошутила она), говорили о жизни и,
конечно же, о самом главном - о театре, который, к нашему счастью, жив в любые, даже самые трудные времена.

"Нет, не покину, Музы, алтарь ваш...

Истинной жизни нет без искусства",

- написал поэт.









Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов