29 ноября 2008 | Просмотров 1987 | Комментариев
Вторая реальность


Вторая реальность


 Адольф АРЦИШЕВСКИЙ







Этот уик-энд мы провели с Натальей Долматовой, заслуженной артисткой РК.

...Князев был зловещий человек, он попирал все нормы морали. Уже сама его мефистофельская тощая фигура в щеголеватом костюме несла заряд зла. Ну а тех, кто пытался ему перечить, он просто физически уничтожал. И я не забуду оторопь, которую испытал, увидев перед ним Марину Николаевну, хрупкую женщину, совсем еще молодую, у нее ни связей, ни положения, ни денег, но она, считай что в одиночку решилась бросить вызов этому монстру. Учтем, что исполнение роли титулованным и многоопытным Ю. Померанцевым предельно укрупняло фигуру Князева. А сценического времени у артистки Наталии Долматовой в лесковском "Расточителе" было маловато: Марина Николаевна появлялась всего в двух-трех эпизодах. Но именно Ю. Померанцев преподавал актерское мастерство в театральной студии, которую еще в 1980 году закончила Наташа, и в "Расточителе" она показала себя ученицей, достойной учителя.

По сути вся сценическая жизнь Н. Долматовой связана с театром им. М. Ю. Лермонтова. Без малого сорок ролей в ее актерском активе, а это сорок человеческих судеб, очень разных и непохожих. Но силы для них надо черпать в своей единственной судьбе. Как это делается? Бог его знает. Бог да еще режиссер-постановщик. День ото дня, от репетиции к репетиции приноравливаешься к своему персонажу. И в зыбкой неопределенности интонаций, жестов проступают контуры характера, из молчания, слов и поступков возникает неведомый дотоле человек. Роль обретает плоть, тепло, дыхание.

Любимые роли? А нелюбимых нет. Даже если занят в эпизоде, надо понять человека, проникнуться его судьбой. В "Звездах на утреннем небе" А. Галина предстояло сыграть разбитную девчонку с панели. Наташа пыталась понять: кто она, ее Лора, Лоран, как зовут ее подруги. Хотелось эвклидовой ясности, но ясности-то как раз и не было. И не было раньше подобных ролей. Только что в "Кабанчике" В. Розова она сыграла роль вполне благополучной девушки - немного капризной, правда, но обостренно воспринимающей боль другого и двойную бухгалтерию взрослых. Нет, между нею и Лорой - пропасть. Мария из "Эффекта Редькина" А. Козловского? Крайне практичная и обескураживающе простодушная Мария. Нет-нет, совсем другая жизнь. Вспомнилась броская Моника Твиг из "Скандального происшествия..." Дж. Б. Пристли. Там все классически ясно - острохарактерная роль. А здесь - к какой категории отнести Лоран? Понятно, что она не ангел. Но она так искренне тянется к свету и чистоте. Не судьба - комок беды. Мать - гулящая, отец... Отца не было. Дитя асфальта - точнее, пляжная девочка. Она была предоставлена самой себе и занималась самовоспитанием по собственному разумению. И в спектакле она появлялась как раз в тот момент, когда приходится расхлебывать плоды самовоспитания. Осуждала ли ее актриса? Конечно! "Но поймите, - говорит Наташа, - актер всегда адвокат своего персонажа, иначе я не смогла бы жить его жизнью на сцене".

Впрочем, тут было бы уместно вспомнить девчонку с нелепой кличкой Бухара из "Всей надежды" М. Рощина, тоже роль не главная, проходная, но там уже просвечивала в перспективе судьба Лоран. Девчонка эта тоже комок беды. Отчего-то вспоминалось собственное детство, хотя было оно совсем другим, и вспоминалась собственная не детская боль: отец Наташи погиб от руки бандитов, когда ей было всего две недели от роду. Эта боль вросла в память и словно камертон щемящей нотой звучала в душе, помогая безошибочно отсеивать фальшивые звуки в многоголосии бытия...

Ах, как непросто найти свою дорогу в жизни, найти себя, не потерять. Девочка-подросток Джо - центральная фигура пьесы Шейлы Дилени "Вкус меда". Суть ее пребывания на сцене была определена режиссером и актрисой как "жестокие игры".
- У Джо все начиналось с игры, -вспоминает Н. Долматова свою работу в том спектакле. - Игра в самостоятельность, в любовь, в замужество, в материнство. Но вот ребенок - ее ребенок! ~ еще не родившись, подает признаки жизни. Игра кончилась, игра уступает место реальности, которая страшит, но она неизбежна. Мне важно было проследить в Джо становление характера: как эта девочка-идеалистка постигает реалии жизни во всей их сложности.

В характере Джо все строилось на парадоксах. Она хотела удержать свою мать Эллен - и отталкивала ее, она желала ей счастья - и не пускала к ней любящего человека. Даже ребенка она хотела родить, чтобы относиться к нему не так, как к ней относилась мать. Но хорошо и просто думать о несуществующем ребенке, а реальный ребенок - это сложно и трудно. И мало-помалу она начала осознавать, что жизнь надо принимать такой, какая она есть. И жить не ради себя, а ради другого человека. А главное понять: ты в ответе не только за то время, в котором живешь, но и за то, в котором будут жить твои дети. Что они скажут и подумают о нас? Что мы сделали в этом мире для них?

Несмотря на противоречивость характера Джо, в ней поражает цельность натуры... Пожалуй, это главное, что отличает героинь Н. Долматовой. Будь то Марина Николаевна из лесковского "Расточителя", Изабелла из "Меры за меру" В. Шекспира, Маша из чеховских "Трех сестер"... Или сама Наталия Долматова - не только на сцене, но и в жизни. Да, все ее героини несут на себе печать своеобычного облика актрисы, неповторимый отсвет ее человеческой индивидуальности. Но ведь и судьба героя, пережитая актером на сцене, наверное, не проходит бесследно для исполнителя, оставляет зарубки на сердце. Господи, сколько ж это сил надо, чтобы снова и снова проживать всерьез и только всерьез чьи-то муки и горести, чью-то радость и нестерпимую боль, не истощая собственной души. Где-то надо и восстанавливать силы, и черпать их. Слава Богу, есть дом, муж, сын. И любимый театр, сцена - вторая реальность, вторая жизнь, которая - как знать! - для актрисы может быть важнее первой.









Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов