29 ноября 2008 | Просмотров 3543 | Комментариев
Забавный случай" Карло Гольдони

"ВЕЧЕРНЯЯ АЛМА-АТА" от 04 мая 1998 года


Забавный случай" Карло Гольдони


 Леонид АБАЛИН






В театре драмы имени М. Ю, Лермонтова снова премьера и новый успех - комедия "Забавный случай" Карло Гольдони. Переполненные залы, несмолкающие овации. И самое главное - более двух третей зрителей - молодежь. Это второй спектакль Гольдони, сразу полюбившийся алматинцам.

Сюжет и фабула комедии просты. Знатный Филиберт (Ю. Померанцев), видя, что его ночь Жанина (М. Ганцева) увлеклась французским офицером де Лакотри (Г. Горст), считая, что он не сможет обеспечить ей достойную жизнь, решил женить его на дочери не менее богатого Рикарда (В. Манихин), дурнушке Констанции (И. Лебсак). Служанка Марианна (О. Бойченко) и слуга де Лакотри Гасконь (Д. Бухтияров) рады взаимному влечению Жанины и де Лакотри и хотели бы заодно создать свою семью Однако Рикард, узнав, что де Лакотри беден, категорически против такого жениха для Констанции и советует Филиберту выдать за Лакотри Женину... В конце концов мы видим, что герои еще не имеют социального сознания, но уже полны демократического достоинства. Гольдони явно проповедует социальное равенство, необходимость борьбы со всем, что мешает честной жизни, подчеркивает значение разума, принципиальности.

Особо впечатляет мастерство игры актеров. Благодаря усилиям художественного руководителя театра Рубена Андриасяна театр им. Лермонтова по художественному и исполнительскому уровню постановок всегда шел сразу за московскими и санкт-петербургскими театрами. В последние годы в связи с остротой борьбы за зрителя не секрет, что в некоторые другие театры от силы приходят 20-35 человек, коллектив лермонтовцев поднялся еще выше в психологическом и эмоциональном раскрытии образов. Это ощущалось на спектакле: с середины первого действия эмоциональное напряжение и интерес зрителей возрастали. Ю. Померанцев всегда славился филигранным мастерством. Ярко подавали свои роли М. Ганцева, И. Лебсак, В. Манихин, В данном спектакле Г. Горст добавил к своему амплуа своеобразное каскадерское мастерство. Он был так порывист, стремителен, точен в движениях, а сила и порывистость О. Бойченко в сцене, когда она соблазняет Гасконя! Превосходно, масштабно, впечатляюще играет психологически трудную роль слуги В. Мальгин. Пожалуй, это была лучшая роль в день просмотра. Обращает внимание самодовольный, циничный, расчетливый Рикард (В. Манихин) Изумила всех своим басом и явной суженностью сознания И. Лебсак. Снова восхитил изящными решениями сценического пространства художник-постановщик Александр Львович - редкая находка для театра. Вновь удивила неповторимыми костюмами героев, усилившими показ ярмарки надежд и тщеславия, художница Людмила Кужель. Благодаря этому зрители смогли расслабиться, просто хорошо отдохнуть.
"Забавный случай" написан в апогее славы Гольдони в сезон 1750-51 годов. Казалось бы, другой мир, другие социальные слои, другие бытовые идеалы и психологические задачи. Однако режиссер Рубен Андриасян ярко показал, что Карло Гольдони, ставя и решая проблемы человеческого поведения, нравственности, долга, любви, выходит за пределы своей эпохи и приобретает общечеловеческое звучание и художественное бессмертие. После спектакля зрители устроили 10-15-минутную овацию. Три четверти зала стояли плотной толпой - зритель не хотел уходить. Губительность богатства для неподготовленных душ, не умеющих заботиться об общем благе, всегда была очевидна. Но общий полифонический тон спектакля настраивает зрителей на оптимистическую волну: мы поняли - значит преодолеем...

Почему-то всегда мы полагаем, что мир начался как бы с нас, что самые острые проблемы возникли только у нас и только сейчас. Когда победила Французская революция 1793 года, Гольдони лишили королевской пенсии. Он бедствовал и голодал. Узнав о его муках, драматург Мари-Жозеф Шанье подал прошение в Конвент, где разъяснил, что Гольдони - мировой авторитет, что даже в далекой России, в Москве и Санкт-Петербурге, вот уже 34 года с большим успехом на четырех языках идут его спектакли, что в столицах стран Европы нет театра, где бы ежедневно или еженедельно не ставились его спектакли. Конвент задумался: борьба с гениями не входила в задачи революции. И принял решение восстановить выплату пенсии и даже хотел известить об этом поторжественней. Только Гольдони уже был мертв...

Мы сейчас идем по дороге, где с одного края - норма, с другого - патология. Идем, сбиваясь правее или левее. Так было всегда: или норма с патологией, или патология в норме. Но мы идем к свету и с каждым днем становимся выше и лучше. Поэтому и устроили алматинцы горячую овацию артистам...









Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов