29 ноября 2008 | Просмотров 2000 | Комментариев
Аплодисменты: мой рай и ад

"ТРУД" от 29 марта 2001 года


Аплодисменты: мой рай и ад


 Галина ЛИПАТНИКОВА






На сцене государственного академического русского театра им. Лермонтова состоялась премьера комедии Тургенева "Нахлебник"
Пессимистические прогнозы о том, что театр в эпоху интернета благополучно заменит ящик с экраном, к счастью, не оправдались. Все больше и больше людей спешат после работы не к телевизорам, а к любимым актерам, которых можно увидеть "живьем", чтобы, перекинув мостик друг к другу, одарить своих кумиров цветами и восхищенными аплодисментами.



Особой популярностью в Алма-Ате пользуется государственный академический русский театр им. Лермонтова. Интересен он не только тем, что многие и многие годы стабилен и традиционно силен его актерский коллектив, который пополняется талантливой молодежью, но и своим незаурядным репертуаром. Где вы еще узнаете у драматурга Ф. Сагана "Когда лошадь теряет сознание" или станете соучастником "Рандеву с выстрелом" Ф. Вебера? Возможно, только в московских или питерских театрах. Поэтому те, кто считает себя истинным театралом, всегда бывает в курсе последних достижений мировой сцены.

Афиша - главная визитная карточка "лермонтовки". И на ней, если не ошибаюсь, постоянно присутствует слово "премьера". Это значит, коллектив все время в поиске, Он обращается не только к пьесам современных драматургов: "Пока она умирала", "Феликс", "Игра воображения", "Семейный портрет с посторонним", но и не устают черпать неустанно из родника, питающего все театры, имя которому - классика. Уж, казалось бы, "Гамлета" Шекспира мы наизусть знаем, а зал всегда полон. Чаще всего потому, что "идут" на полюбившихся актеров или новую интерпретацию пьесы. То же самое можно сказать о спектаклях "Собор парижской богоматери" В. Гюго, "Таланты и поклонники" А. Островского, "Дядя Ваня" А, Чехова и других.

Международный день театра, коллектив традиционно отметил новой работой. На этот раз ею стала комедия Ивана Тургенева "Нахлебник". Премьера вызвала такой ажиотаж, что, по-моему, сами виновники торжества несколько оробели и даже растерялись, но был и, конечно, счастливы. Билеты разошлись моментально, не удовлетворив спрос. Но даже те, кто остался на бобах, все же сумели каким-то образом просочиться сквозь невидимые щели. И когда поднялся занавес, зрители, как говорится, висели даже на люстрах. Среди них было замечено много молодежи, хотя, казалось бы, дети компьютерных игр классику напрочь отрицают.


- Почему вы остановили выбор именно на Тургеневе? - спросила я режиссера-постановщика, художественного руководителя театра, народного артиста Казахстана Рубена Андриасяна. - Если выражаться современным сленгом, он сейчас "не катит" и давно не в моде у театральных режиссеров всех рангов, не то, что Чехов. Но интерес публики говорит о другом...

- Тургенев на самом деле является предтечей Антона Павловича. И мы, если честно, не рассчитывали на такой успех. Думали, соберется только бомонд. Но я надеялся все же: спектакль должен понравится широкому зрителю. Интрига его в том, что старый разорившейся дворянин (его роль блистательно играет наш корифей, народный артист Республики Казахстан Юрий Померанцев), который живет на правах всего лишь нахлебника, шута горохового в родовом поместье богатой, красивой молодой графини, оказывается, на поверку, ее родным отцом. Тайну эту он тщательно скрывает всю жизнь, нежно и безответно любя обворожительную дочку, которая ни о чем и не догадывается.


- Но - "ружье" внезапно выстрелило!

- Да. Мы на это рассчитывали. И в экстремальной ситуации, когда все же открывается, что высоко светская графиня, по сути - незаконнорожденное дитя, наш герой показывает истинное благородство. Именно благородства, на мой взгляд, многим из нас сегодня и не хватает. Это нынче дефицит.


- Действительно, по-разному у каждого складывается жизнь. Кто-то чувствует себя хозяином, а кому-то отводится роль шута. И никогда не знаешь, кем ты будешь в следующую минуту...

- Приезд в имение молодой хозяйки с мужем, становится испытанием на человечность. А попытка вновь превратить старика-нахлебника в посмешище, разбивает умиротворенную жизнь героев...


- И здесь на сцене появляется поистине "тургеневская женщина": романтичная, нежная, прекрасная...

- Вы правы. Когда я думаю о героинях этого великого русского писателя и драматурга, передо мной возникает что-то такое чистое, светлое и далекое. Вот и графиня Елецкая, которая так мила и восторженна у артистки Марины Ранцевой, оказалась перед непростым выбором. Она должна была 'или осквернить память умершей матери, которая когда-то в отчаянии изменила жестокому мужу, очернить эту память, или прогнать истинного отца, как клеветника, чтобы не потерять своего положения. Законы светского общества были тогда беспощадны...


- Да, она, как истинно тургеневская женщина, принимает единственное оптимальное решение, никого не оскорбив и не унизив. Хотя "хэппи эндом" спектакль не заканчивается.

- Он здесь и не нужен. Нужны раздумья. Нужны дискуссии каждого зрителя с самим собой. И задача творческого коллектива все же будет выполнена, если мои современники, задерганные сегодняшним темпоритмом, на минуту остановятся и задумаются: всегда ли благородны их поступки, если речь идет о человеческой судьбе?


- Декорации спектакля выглядят очень удачно: они романтичные, утонченные, не помпезные, а довольно простые, даже лаконичные, но настраивают на идиллический лад.

- Вы правы: оформление спектакля выдержано в духе той эпохи. Его автор - Елена Довгопол, известная художница, однако это ее дебют в театре. Музыка, которую специально для спектакля написал композитор Артур Оренбургский, тоже созвучно тому времени.


И, надо сказать, что премьера комедии "Нахлебник" приурочена не только к Международному дню театра. Мы ее посвятили также юбилею - 10-летию суверенитета республики Казахстан. К этой дате было решено обобщить наши достижения, выпустив в издательстве "Жибек-жолы" иллюстрированную книгу "Аплодисменты: мой рай и ад". Она об истории театра, его самых интересных постановках, о наших актерах, чья жизнь на сцене стала примером служению искусству.









Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов