29 ноября 2008 | Просмотров 1893 | Комментариев
Утверждая добро

"ВЕЧЕРНЯЯ АЛМА-АТА" от 15 марта 1988 года


Утверждая добро


 В. МАРЧЕНКО






Встреча с Шекспиром - всегда ни с чем не сравнимая радость. И где бы мы ни переживали ее - в домашней обстановке, библиотечной тиши или у исповедального экрана, - она всегда счастливо озаряет нашу жизнь. Но, пожалуй, особенно эмоционально и глубоко мы постигаем силу шекспировских страстей в театре, дарующем уникальную возможность сотворчества, сиюминутного воздействия на чувства сидящих в зале. Хотя подобные взаимные открытия возможны, как известно, лишь при высокохудожественной сценической работе. Только ей дано по-настоящему увлечь зрителей, что и произошло на спектакле "Мера за меру" в Академическом русском театре драмы им. М. Ю. Лермонтова.

Долгими, горячими аплодисментами благодарили лермонтовцев истосковавшиеся по классике зрители. Дебют (если иметь в виду под ним серьезную пробу сил) молодого режиссера В. Лымарева состоялся. Смелая, прямо скажем, заявка и, судя по результатам, подающая надежды на режиссерское будущее.

А тетерь немного о спектакле. Обращает на себя внимание смелость В, Лымарева, решившегося взять для постановки малопопулярное и мало изученное театром, литературоведами произведение Шекспира, которое английские критики называют не иначе, как "мрачным" и "жестоким". Не будем заходить глубоко в анализ этих определений, напомним лишь, что настроение классика, выразившееся в пьесе "Мера за меру", обусловлено его трагическим восприятием мира в период создания произведения (начало XVII века). Безнравственности и государственной анархии Шекспир объявил в пьесе "Мера за меру" беспощадную войну, и лермонтовцам удалось донести до зрителей авторскую мысль о пагубных их последствиях.

В герцогстве все воздается мерой за меру: в Вене попирают законы те, кто их издает, в распутство же здесь впадают якобы беспокоящиеся об истинном расцвете свободы. Но "эхо" не заставляет себя ждать, в результате - распад государства, полная анархия нравов. Именно эта мысль прослеживался на протяжении всего спектакля с его ужесточенным финалом: в мире зла и насилия все возвращается на круги своя, расцвет человечности невозможен там, где "главные деяния противоречат тайным страстям".

Чувствуется, как нелегко было актерам работать над воплощением шекспировских характеров: в отечественной театральной практике нет устоявшихся разработок образов "Мера за меру", как и нет отправного материала для дальнейшего сценического поиска. Пришлось начинать в этом плане почти с нуля. Импровизация, фантазия коллектива единомышленников сделали свое полезное дело.

В спектакле причудливо соединяются трагедия и фарс, философское мышление героев и площадная речь почитателей борделей. Яркая галерея образов предстала перед нами: правитель Вены - больше игрок, чем герцог (Л. Темкин), раб законности, лицемер Анджело (Г. Балаев), высоконравственная, гордая, жертвенная Изабелла (Н. Долматова), франт и распутник Луцио (В. Петров), изощренный сводник Помпеи (А. Зубов) и другие.

Спектакль прозвучал актуально: он напомнил о необратимых последствиях злоупотреблений властью. Театр утверждает своей постановкой веру в справедливое начало, призывает к милосердию, совершенствованию чувств.


После окончания спектакля мы попросили сказать о нем свое мнение зрителей.


М. В. МАДЗИГОН, доцент КазГУ, ведущий специалист по английской литературе:

- Постановка прозвучала в требовательной, необходимой сегодня тональности. Жаль, конечно, что "Меря за меру" стоит в тени студенческой программы, не говоря уже о школьной. Поверите ли, вернувшись из театра домой, я вновь прочел талантливую пьесу Шекспира и уже в который раз нашел в ней свежие мысли. Абсолютизм власти явление, безусловно, страшное, оно, как правило, приводит к общегосударственной трагедии (что и подтвердил театр).


Л. РАХИМЖАНОВА, архитектор:

- Понравилось в работе лермонтовцев все, начиная с оформления. Католический монастырь, аскетизм костюмов верующих сразу вводят нас в атмосферу шекспировских времен. И, конечно, глубина авторской философской мысли, которую бережно доносят до зрителей режиссер, актеры. Спасибо театру за встречу с истинной классикой, Ею нас театр, увы, не балует.


А. ШУМИЛОВА, ученица 10 класса школы № 10:

- Посоветую всем своим друзьям посмотреть "Мера за меру". Оказывается, Шекспир - автор не только "Гамлета", "Отелло", "Ромео и Джульетты", но и - "Меры за меру". Было очень интересно познакомиться с совершенно новым для меня произведением, неожиданными мыслями великого драматурга.








Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов