29 ноября 2008 | Просмотров 2809 | Комментариев
Доказательство от противного

"ВЕЧЕРНИЙ ФРУНЗЕ", июнь 1981 года


Доказательство от противного


 В. РОДИН






Возле нашего дома повалило дерево. Еще вчера стоял крепкий карагач, зеленел листвой, и, казалось, жить ему и жить. Да и бури вроде бы большой не было, так, ветер сильней обычного задул под вечер. Внутренняя болезнь, невидимая глазу, поразило это, такое сильное на вид дерево. Приехали рабочие из "зеленстроя", распилили ствол. Остался только пень торчать, обломок - вот и все.

Я вспомнил об этом невольно, на спектакле Государственного академического русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова (Алма-Ата) "Утиная охота" по пьесе Александра Вампилова. Главный герой ее - внутренне опустошенный человек, глядишь - и надломится совсем.

Из всех произведений так рано ушедшего от нас иркутского драматурга "Утиная охота", пожалуй, наиболее сложное и неоднозначное. О пьесе, написанной в 1967 году, спорят еще и сегодня, и это не случайно. Острота поднятых Вампиловым проблем столь же злободневна в наши дни, как и четырнадцать лет 4 назад, а персонажи словно шагнули на сцену из самой жизни.

Успех постановки пьесы "Утиная охота", на наш взгляд, во многом определяется выбором артиста на роль инженера Зилова. В этом отношении алмаатинцам повезло - артист Л. Темкин играет очень точно и глубоко верно, показывая своего героя с самых равных сторон.



Вампилов дал такую характеристику Зилову: "Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности". Да, Зилов незауряден, но за внешним, казалось бы, благополучием скрывается душа, пораженная гнилью. Мятущаяся, ищущая какого-то выхода и не находящая его больная душа.

По-разному можно решать характер Зилова. В иных театрах его показывают циником, прожженным эгоистом, начисто лишенным каких-либо положительных черт. Думается, что подход этот неверен в самой своей сути. Действительно, в замысел драматурга не входило рисовать Зилова единственно черной краской. Будь иначе, мы увидели бы лишь человека, порхающего по жизни бабочкой, ловящего любовь женщин, просаживающего деньги кафе "Незабудка" - и только.

Л. Темкин лепит образ своего героя разными выразительными средствами, и мы неожиданно ловим себя на мысли, что нам даже в чем-то симпатичен этот Зилов, несмотря на все его выкрутасы. Да, конечно, он живет неправильно, в нем напрочь отсутствует какой-то крепкий внутренний стержень, но ведь в отличие от окружающих его знаковых он понимает, что часто поступает ни по совести, мечтает о том, чтобы вырваться из круга пошлости и бездуховности, очиститься морально, начать новую жизнь.

Зилов Л. Темкина - мыслящий человек, в отдельных сценах он поражает своей искренностью и взволнованностью. Но это человек настроения, минуты. Наверное, он и сам не знает, как поведет себя в той или иной ситуации. Одна из лучших по глубине прочтения и психологической достоверности сцена объяснения в любви заканчивается чуть ли не фарсом - оказывается, монолог Зилова, обращенный к жене Галине, проникновенные слова, которые можно найти лишь для горячо любимой женщины, принимает на свой счет Ирина. Увидев ее, Зилов поражен, растерян, но тут же обретает привычную уверенность, выработанную легким успехом у женщин и начинает уверять Ирину, что любит ее.

Когда же он чувствует по- настоящему? Тогда ли, когда признается жене, что ничего у него нет в жизни, кроме нее? Сейчас ли, обнимая молоденькую и наивную Ирину? Да и способен ли Зилов на большое, настоящее чувство? Автор, а вместе с ним и артист Л. Темкин, прямого ответа на эти вопросы не дают. Запутался в жизни Зилов, все время он "мажет". Один промах за другим, но признаться в этом страшно и нелегко. Единственная мечта осталась - дождаться отпуска и, не медля ни единого дня, ехать стрелять, уток. Неважный охотник Зилов, можно сказать, дилетант совсем, но он ждет открытия охоты, как перемены декорации, какого-то спасения. Хотя разве можно убежать от себя самого?

В самом начале пьесы Зилов получает в подарок венок - это злая шутка приятелей, своеобразно отомстивших ему за вчерашний пьяный скандал. Вынесенный на авансцену, венок становится как бы символом морального падения вампиловского героя. Стоит Знлову сфальшивить, проявить душенную черствость, пуститься в жалкие развлечения, как свет выхватывает из полутемноты этот траурный венок -- и мы отчетливо понимаем: да, изменяя лучшему, что есть в человеке, Зилов становится моральным самоубийцей. Еще один шаг к духовному опустошению, еще один... Игра света, музыкальные акценты - постановщик спектакля народный артист Казахской ССР М. Сулимов нашел очень точный ход, рельефно подчеркивающий главную мысль пьесы.

Думается, театр верно решил и финал "Утиной охоты". В пьесе Зилов, только что переживший настоящее нравственное потрясение и едва не покончивший с собой, решает ехать на охоту. Кажется, он пришел в себя, говорит по телефону ровным, деловым, даже приподнятым тоном. Возможно, Вампилов такую концовку дал не случайно, считая, что герою удалось преодолеть внутренние противоречия. В спектакле же нет даже намека на какое-то моральное выздоровление Знлова. Перед нами совершенно опустошенный человек с отрешенным взглядом, которому в общем-то, совершенно все равно - ехать или же не охать. По он отчетливо понимает, что уже не сможет преодолеть себя и начать жизнь заново. Обстоятельства оказались сильнее его, стоит ли бороться с ними? Пусть же все остается так, как оно есть, пусть жизнь катится своим чередом.

Жестокий, трагический финал, но он логично вытекает из внутреннего развития характера Виктора Зилова. Таким финалом театр как бы предупреждает: смотрите, до чего можно дойти, если быть внутренне равнодушным, не задумываться над последствиями своих поступков, если облегченно относиться к жизни. Бездуховность непременно ведет к нравственной гибели - суровый, но правомерный вывод.

Верные краски нашел для образа официанта артист А. Свекло. В какой то степени это кумир Зилова, которому все удается и которого не мучают никакие сомнения. Он всегда спокоен, ровен, деловит. Кажется, он чужд любой страсти. Равнодушие - главная черта Официанта. "Бойся равнодушных!" - предупреждал как-то писатель Б. Ясенский, и А. Свекло убедительно показывает, почему именно. Холодная расчетливость его героя связана с жестокостью, он, не задумываясь, перешагнет через вас, если вы вдруг скажетесь на его пути,

Уверенно справляется с ролью приспособленца и ловкача Саяпина Ю. Капустин. Актерский дуэт Темкина и Капустина - один из привлекательных моментов этого спектакля. Мягок, достоверен в небольшой роли Кулакова А. Креженчуков. С большой внутренней теплотой играет Галину заслуженная артистка Казахской ССР Н. Жмеренецкая. Вполне соответствует замыслу драматурга Ирина в исполнении Г. Буяновой. Хотелось бы пожелать большой выразительности артистке Н. Балаевой в роли Валерии, жены Саяпипа. Более тонкого прочтения роли можно было ждать и от заслуженной артистки Казахской ССР А. Скрипко, играющей Веру. На наш взгляд, артисту А. Соболеву (Кушак) не всегда достает внутреннего динамизма, пластичности.
В целом же "Утиная охота" - большая удача театра. Успех спектакля определен высокой профессиональной культурой режиссера М. Сулимова. В этой постановке театр, к счастью, не пошел по линии внешних эффектов, которые присущи многим современным режиссерам. Ведь такие эффекты (а ими, будем откровенны, грешат некоторые спектакли алмаатинцев) порой заменяют углубленную психологическую разработку характеров.

Александр Вампилов постоянно ставил своих героев перед поисками нравственного идеала. Преодолевая эгоцентризм и равнодушие, они находят счастье в осознании своего единства с окружающим миром, другими людьми. Но утверждать положительные идеалы можно по-разному. В "Утиной охоте" драматург убеждает нас как бы доказательством от противного, и это тоже попадает в цель.

Спектакль - напоминание, спектакль - предупреждение - такой была задумана и такой получилась "Утиная охота" в театре имени М. Ю. Лермонтова. Спектакль о том, что беда человеку, если забывает он о своем духовном развитии. Помните, у поэта: "Душа обязана трудиться"...











Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов