29 ноября 2008 | Просмотров 2794 | Комментариев
Баба Яга — мужская роль

"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ КАЗАХСТАН" от 2 марта 2005 г.


Баба Яга — мужская роль


 А. РОЖКОВ


Порой выбегаешь на сцену, начинаешь говорить текст — и вдруг понимаешь, что слова-то – из другого спектакля! Или тебя зовут на сцену, а костюмеры не могут найти корсет. И неожиданно… просыпаешься. Такие сны бывают у актрисы Государственного Русского академического театра драмы им. М. Лермонтова Оксаны БОЙЧЕНКО.

— Мне больше по душе трагические роли. Хотя приятно, когда во время комедий люди от души смеются. В Греции театр приравнивали к медицине. Считалось, что на спектаклях зрители излечиваются.



— Хороший актер сыграет кого угодно?

— В новой роли приходится отыскивать нужные грани. В 24 года в «Дядюшкином сне» я играла 60-летнюю женщину. Для меня роль оказалась неимоверно сложной. В ней скрывалась опасность сфальшивить, несмотря на ее веселость. А вот дочку Бабы Яги в постановке «До третьих петухов» играть куда легче! Спасибо Василию Макаровичу Шукшину за сей персонаж.


— Бабу Ягу играть приходилось?

— На гастролях в Караганде мне срочно пришлось на подмене стать Бабой Ягой в «Василисе Прекрасной». И теперь я убеждена, что ее должен играть только мужчина (как справедливо утверждал Георгий Миляр). Женщины пасуют перед магией этого старейшего сказочного персонажа. Честно говорю: для меня роль Яги превратилась в настоящую каторгу!


— Мне циркачи недавно сказали, что для них раскрепощение современных зрителей — главный плюс.

— Что для цирка здорово — не ангажемент для академического театра. 10 лет назад мне было обидно, когда школьники после принудительного культпохода на классику оставляли в зале кучу пивных банок... То время своей отрыжкой испортило пару поколений. Сейчас культура вновь в почете, за исключением маленьких нюансов.

Наш театр опять регулярно гастролирует, и не только по Казахстану. Новый зритель заставляет актеров совершенствоваться. В Новосибирске, например, вначале зал показался холодным. На самых веселых моментах — тишина. Зато в конце долго хлопали. В Алматы зрители, наоборот, сразу на все реагируют. На финал уже, видно, эмоций не хватает.


— Оксана, а цветы нынче дарят?


— Не часто, в основном завзятые театралы. Их не много. А еще есть поклонники. Если в «Золушке» мы играем плохих сестер, то нам редко что перепадает. Все бегут к Золушке и Принцу. Но так и должно быть — зачем Бабе Яге и ее дочке цветы?


— Есть роли главные и второстепенные. А еще бывают очень сложные.

— Все роли — сложные. Часть, конечно, не очень симпатичные, которые восторга не вызывают. А вот другие — праздник души!

Поступая «на артиста», мальчики и девочки по-разному воспринимают театр. Хотя все без исключения грезят главными ролями. Но начинающим такой шанс выпадает редко. Стартуешь с подносов, с «кушать подано». Если ты видишь себя дальше, тебя ничего не испугает. Наши звезды — Татьяна Банченко, Наталья Долматова, Владимир Толоконников — начинали с массовки. Я в дебютном спектакле «Забавный случай» играла служанку. Понравилось...


— Актеры часто травят байки о курьезах на сцене. Пополните копилку своими.

— Чем больше репетиций, дисциплины, взаимовыручки — тем меньше курьезов. Но мы не машины. В спектакле «До третьих петухов», когда собрались Баба Яга, ее дочка и три Змея Горыныча, вдруг взрывается лампа. От неожиданности один из Змеев забывает слова. И мы начинаем проигрывать сцену по второму кругу. Хорошо, коллеги вспоминают, что ему надо говорить, и дальше спектакль возвращается в нормальное русло. У актеров — шок, но зритель ничего не заметил.


— Оксана, вы стали актрисой потому, что выросли в актерской семье?

— Да, для меня эта профессия действительно династийная. Врачи пророчили мне стать эскулапом, учителя — педагогом... Но выбор я сделала осознанно — в театре уже восьмой сезон. Зато старший брат, который также переболел театром, пошел другим путем. У нас сейчас в труппе подрастают детки, но лишь некоторые хотят продолжить путь родителей. Большинство охладевает к профессии. Реальная тяжесть труда артиста осознается с годами, хотя перед поступлением в институт всех предупреждают: у вас будет мало денег, вы будете пахать с утра до вечера.



— Вы смотрите спектакли московских знаменитостей, которые идут на вашей сцене?

— Хожу на них в надежде получить что-то для профессионального роста, но ничего подобного не вижу. Антреприза, где играют два-три человека с одной декорацией, обильно рекламируемая, но больше отдает халтурой. Для знаменитостей такие выступления — просто отработка своего высокого гонорара. Но настоящие зрители испытывают разочарование.








Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов