29 ноября 2008 | Просмотров 2698 | Комментариев
"Забавный случай" К. Гольдони в театре им. М. Ю. Лермонтова

"КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВДА" от 21 марта 1998 года


"Забавный случай" К. Гольдони в театре им. М. Ю. Лермонтова


 Константин КЕШИН



И вновь на сцене искрометный и жизнерадостный Карло Гольдони. Совсем недавно прогремела премьера комедии "Венецианские близнецы", алмаатинцы только-только разобрались в запутанном клубке смешных событий, в ловко закрученной интриге, как на подмостках появилось еще одно сочинение прославленного итальянского комедиографа. Что же заставило наш русский драматический решительно атаковать зрителя классической "комедией характеров", позабыв, очень хотелось бы, чтобы не навсегда, "Маскараде" и "Вишневом саде", "Бесприданнице" и "Короле Лире"? Как здесь не вспомнить прежние времена, когда Гольдони был в чести не меньше, чем Шекспир, когда "Слуга двух господ" и "Хозяйка гостиницы" спокойно занимали, первые строчки в репертуарном рейтинге, опережая других драматургов - от Софокла до Сафронова.


Все объясняется просто: комедии Гольдони и Бомарше, пожалуй, самое жизнелюбивое, самое бодрое наследие восемнадцатого века. В каждом сочинении знаменитого итальянца ослепительно сверкает то отношение к действительности, которое можно поименовать веселым спокойствием простолюдина, над здравым смыслом и прочностью характера которого не властны никакие, даже самые тяжелые и смутные времена. Так что приходится признать за театром своевременное право украсить афишу манящим именем Гольдони, тем более что как собирал драматург в позапрошлом веке полный зал, так и по сей день эта традиция аншлага не ослабла.


"Забавный случай" - замечательно поучительная история о том, как аристократ Филиберт, на свою беду приютивший в собственном доме занемогшего от боевых ран французского лейтенанта, чтобы не допустить женитьбы бедного, как церковная мышь, заезжего офицера, решил приискать молодому человеку невесту на замену, Что из этого получилось, зритель обязательно узнает в конце комического представления, поскольку ошеломительная развязка состоится у него на глазах, а сейчас о том, как исполнили старинную пьесу артисты театра имени М. Ю. Лермонтова.


В главной роли - патриарх русской сцены Казахстана Ю. Б. Померанцев. Участием в "Забавном случае" Юрий Борисович звонко и празднично отметил свое 75-летие. Почтенный юбиляр пребывал в отличной форме. Он вел комедийную интригу не грубо-тяжеловесно, не прямолинейно-приземленно, а живописал самовлюбленного Филиберта красками тонкими, акварельными, линиями хрупкими, гравюрными. Как старался аристократический интриган перехитрить судьбу, как неустанно плел нити задуманного заговора, как наставлял, инструктировал, сочинял монологи и реплики для своих подопечных, задействованных в ловко, как ему казалось, подстроенной брачной афере. И в каком самоупоении был он от самого себя, необыкновенно умного, поразительно проницательного, искусно красноречивого. Вот только на твердолобого отца несостоявшейся невесты сладчайшие речи соблазнителя Филиберта не произвели ровным счетом никакого впечатления. Впрочем, чему же удивляться, бизнесмены и во времена наблюдательного Гольдони были не менее осторожны и верили лишь в наличность, открывая сердце только по предъявлению чековой книжки.


Изображать обманутого обманщика, да к тому же так, чтобы зритель сочувствовал ему и сопереживал на протяжении всего спектакля, не так-то просто. Ю. Б. Померанцев справляется с легкостью необыкновенной, в самом точном смысле слова, шутя, играя. На зрителя обрушивается целый каскад, цветистый фейерверк разнообразных интонаций - от гневных и раздраженных до изысканно-соблазняющих и агрессивно-льстивых. То Филиберт груб и развязен, то изящен и учтив, но всегда до краев полон колоссальной энергии и сумасшедшего жизнелюбия. И пусть со своей глухотой и слепотой к правде жизни он попал как раз в ту самую яму, которую столь беззаветно и неутомимо, не зная сна и отдыха, копал другому, мы любим его больше всех остальных персонажей, вместе взятых. Таково обаяние великолепного артиста, таков точный и счастливый выбор режиссера-постановщика Р. С. Андриасяна.


Да, в центре спектакля - Ю. Б. Померанцев. Тягаться с мастером - занятие, казалось бы, бесперспективное и обреченное на неуспех. Так что понимаешь прочих актеров - участников комедийного ансамбля, поневоле или намеренно, но явно чересчур притушивших собственные краски. Откровенно говоря, дерзкое состязание с корифеем предпочтительнее. Когда партнеры не просто подыгрывают, не просто подают нужную реплику в нужном месте, возрастает градус остроумия, изначально заложенного в "Забавном случае", да и класс комедийного представления становится намного выше. Пока же в игре верных товарищей Юрия Борисовича по спектаклю старательность и добросовестность налицо, а вот взлетов... Не всегда безошибочно-стремительно и безукоризненно выстроены, как мне показалось, мизансцены; иной раз перемещение героев по планшету меж кулисами кажется суетливой беготней людей, замороченных предлагаемыми обстоятельствами. Финал в целом неплохого, несомненно, кассового спектакля пока тоже не очень чтобы очень; пульс сценического действия почти перестает прощупываться.


Впрочем, все это говорится для того, разумеется, чтобы всяческое несовершенство исчезло, рассеялось, как весенний туман, чтобы все детали, части и подробности "Забавного случая", запоминающегося немалым числом примечательных режиссерских и актерских находок, великолепно сочиненными костюмами Людмилы Кужель, стали столь же крепки и профессионально выверены, как лучшее в новом спектакле лермонтовцев.








Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов