29 ноября 2008 | Просмотров 2990 | Комментариев
Татьянин день

Журнал "МЫСЛЬ" №11, 2000 г.


Татьянин день


 М. МЕЧИСЛАВА




Прекрасен осенний Алматы. Багрянец, бронза сосуществуют с холодной зеленью в еще не облетевших
на утреннем холодном ветру кронах деревьев. Прозрачный воздух наполнен неотвратимым ожиданием
снега, а на газонах среди порыжевшей травы все еще пестреют цветы, отчаянно яркие цветы
поздней осени.




По мокрому от ночного дождя тротуару стремительно движется, да, не идет, а именно движется высокая
хрупкая женщина с золотистыми волосами. Еще несколько шагов, и привычным движением руки она
толкает дверь служебного входа в Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, буквально взлетает
по достаточно крутой лестнице... Она торопится: через несколько минут репетиция. Так начинается очередной
Татьянин день - один из дней тридцатилетнего творческого марафона заслуженной артистки Республики
Казахстан Татьяны Банченко.

Ее хорошо знает и любит зритель. Природа подарила Татьяне не только яркую внешность, актерский талант,
но и красивый голос, замечательные музыкальные способности. Поющих актрис не так уж много на
драматической сцене, особенно с таким своеобразным, тепло и объемно звучащим голосом, как у
Татьяны Банченко.

...Взрослые - это те же дети, только им много лет. На моих глазах известная актриса из очаровательной женщины
превращается в маленькую девочку.

Ее родители познакомились в Средней Азии, куда Таниного отца направили поднимать Голодную степь.
Здесь же в Самаркандской области и родилась будущая актриса. В округе театра и близко не было, а жизнь
текла своим чередом: отец работал механизатором, мать занималась домашним хозяйством, детьми, которых
в семье было четверо - мальчик и три девочки.

- Сказать, что мысль стать актрисой во мне возникла, я не могу, - говорит Татьяна Петровна. - Кажется, что я
родилась... театральной девочкой. В нашем совхозе было много сосланных после войны крымских татар, и я
все время общалась с татарскими детьми на их языке. Да, в детстве я говорила на татарском, все время что-то
организовывала. В сарайчике мы, развесив занавески, устраивали импровизированную сцену, исполняли
татарские песни и танцы. В нашем самодеятельном детском театре, где сама я была и режиссером, и главным
исполнителем, мы перевоплощались в героев популярных в то время фильмов "Чапаев", "Бродяга", "Господин 420".
Слова "театр" мы тогда не знали, а вот фильмы в совхоз привозили, и, конечно, все мы, дети, мечтали
сниматься в кино.

Вскоре Таню отправили в район, в школу, где уже училась ее старшая сестра, заменившая на время для
девочки родителей. С ее разрешения Таня стала посещать драмкружок в Доме пионеров, что во многом
определило ее дальнейшую судьбу.

Впервые в театр она попала в Алма-Ате, в возрасте десяти лет. В ТЮЗе шел спектакль "Сомбреро". Тогда сцена,
голоса актеров показались Тане неестественными. В ней продолжала жить мечта о кино... Но игра на сцене
народной артистки Казахской ССР Ольги Решетниченко запомнилась навсегда.

Вскоре семья Татьяны переезжает в Алма-Ату, и девочка продолжает заниматься в драмкружке, она -
активист школьной художественной самодеятельности. Теперь Таня точно знает, что обязательно станет
актрисой, а вот мама мечтает о карьере врача-хирурга для своей дочери: ведь актеров талантливых много,
известных - мало, а хирург - профессия серьезная. Так думали и продолжают думать многие мамы, а дочки
почти всегда поступают по-своему.

...Заслуженная артистка РК Татьяна Банченко ни на минуту не сомневается в своем выборе: ведь на сцене
ей пришлось играть и врачей, и судей, и директоров школ, перепробовать массу профессий своих героинь,
прожить, прочувствовать столько жизней. Тем и замечательна сцена, что дает такую уникальную возможность.

Татьяна Петровна красива и, без грима: яркие голубые глаза как бы светятся изнутри. То порывисто-эмоциональная,
то грустно-задумчивая, она всегда пронзительно женственна, но во всем ее облике просматривается сильный,
волевой характер. Даже когда она ослепительно улыбается.

Но вернемся в конец шестидесятых. Выпускной 11-й класс Таня заканчивает в вечерней школе: нужно было
помочь семье, содержал которую один отец, и заработать стаж для поступления в вуз. Работая в детском саду,
параллельно занималась в телестудии. Талантливую девушку с яркой внешностью и красивым голосом
заметили сразу.

Как-то по пути на работу прочла объявление: осуществляется набор в русскую актерскую группу при
Алма-Атинском институте искусств. Экзамены Таня сдала успешно, попала в мастер-класс, который вел в то
время главный режиссер ТЮЗа Вадим Пучкин, набиравший студентов для пополнения в будущем коллектива
своего театра. С первого курса студентов привлекали к участию в массовках. Первая роль - эпизодическая,
в спектакле "Олеко Дундич", где Татьяна исполняла романс "Утро туманное".

Сценическую судьбу Татьяны Банченко можно назвать счастливой: ее заметили сразу. Незаурядный талант
актрисы, красивый голос, своеобразная манера исполнения сделали ее востребованной.

- Когда я училась на втором курсе, постановку спектакля "Заговор императрицы" в Русском драматическом театре
им. Лермонтова осуществлял народный артист Евгений Диордиев. Сам он играл в этом спектакле Распутина,
а меня пригласили на роль цыганки, - рассказывает Татьяна Петровна. - Помню, я там пела несколько романсов,
в том числе "Не уезжай ты, мой голубчик", обнимала Распутина...

Первые мои роли на сцене ТЮЗа и театра им. Лермонтова запомнились еще и тем, что рядом со мной были
известные артисты: Ярошенко, Диордиев, Харламова, Боксерман. Для меня, студентки, это было очень
ответственно, волнующе.

А потом в Алма-Ату на гастроли с творческим отчетом приехал Павлодарский драматический театр,
современные публицистические, поэтические постановки которого очень понравились Татьяне. Павлодарцы,
среди которых было немало выпускников московских вузов, ставили "Клопа", "Баню", "Братьев Карамазовых",
"Город на заре", и Татьяне захотелось самой играть в этом театре. Павлодарцам понравилась молодая актриса,
и Банченко получила предложение после института, до окончания которого оставался всего лишь год,
переехать в Павлодар. Но судьба распорядилась иначе: в жизни актрисы появился молодой инженер Саша,
впоследствии ставший любимым и любящим мужем. По окончании института главный режиссер ТЮЗа и
Татьянин педагог Г. В. Жезмер пригласил ее играть на сцене этого театра. Подумав и посоветовавшись с
будущим мужем, молодая актриса согласилась.

Татьяна пришла в ТЮЗ, Саша продолжил учебу в аспирантуре, вскоре в молодой семье один за другим
появились два сына - Владимир и Евгений.

Для театральной актрисы вырастить одного ребенка - почти подвиг, а когда в семье два мальчика,
проблем становится вдвое больше... Муж Татьяны Банченко разделял с нею все трудности семейного быта,
брал на себя львиную долю домашней работы, понимая, какой большой духовной и физической отдачи
требует театр. А лишить Татьяну сцены - это все равно, что птицу - полета. Было дело... ревновал к партнерам
по сцене, но потом понял: то, что предусмотрено пьесой - поцелуи, например, не обязательно проецируется
на жизнь. Для того, чтобы глубже понять профессию жены, Саша несколько лет заведовал
постановочной частью в театре, помогло преодолеть целый ряд возникших бытовых и творческих проблем.

С пониманием относились к Татьяне Банченко и коллеги. Работы молодой актрисе хватало всегда.

Каждую роль нужно было прожить, прочувствовать. Татьяна Петровна на минуту задумывается:

- Знаете, что самое интересно нашей профессии? Сколько бы лет ни проработал, каждый раз, репетируя
новый спектакль, должен подтверждать: да, ты это сможешь, ты это сыграешь. И мой 30-летний сценический
опыт куда-то уходит, уступая место здоровому, нормальному для актера волнению. Всегда, как в первый раз.
Никому нет дела, что раньше зал встречал тебя овацией. Начинается работа над новой ролью, и я, заслуженная
артистка, наравне со студентами, молодыми актерами каждый день пытаюсь найти в роли новое, чтобы
чем-то удивить зрителей.

Новый этап сознательной, осмысленной творческой жизни начался для Татьяны Банченко в 1974 году с приходом
в ТЮЗ главного режиссера Рубена Суреновича Андриасяна. Его дебютным спектаклем стала "Молодая гвардия".
Татьяна сыграла роль ведущей-певицы, исполнив 11 песен, связавших, смонтировавших основные эпизоды.

Их было так много, ее героинь, каждая дорога актрисе по-своему. Это и бывшая детдомовка Анастасия из
спектакля "Дом под солнцем" Яна, и Женька - "А зори здесь тихие" Васильева, и Беатриса - "С любовью не шутят"
Кальдерона; характерные роли: Наталья Степановна - "Предложение" Чехова, сваха Красавина -
"Женитьба Бальзаминова" Островского.

В характерной роли Бабы Яги спектакле "То, чаво на белом свете вообче не может быть" ярко проявились
музыкальные и танцевальные дарования актрисы. А в сценической сказке "Чукоккала" Татьяна Банченко
сыграла и Козу, и Крокодилицу, и Жучиху.

Роли очень разные, но блестящий талант актрисы, ее врожденная музыкальность, неподражаемая способность
перевоплощаться сделали каждую из них запоминающимся событием, на долгие годы оставившим свой след в
сердцах и памяти зрителей.

Творческий союз с Рубеном Андриасяном сыграл свою роль в переходе Татьяны Банченко из ТЮЗа в театр
им. Лермонтова. Русский драматический театр открыл перед актрисой новые горизонты. Работая с разнообразным
драматургическим материалом, она создала яркие сценические образы, привнеся в них только ей присущие краски.
Жизнь актера сложна, и сценическое откровение дается непросто. Одного таланта недостаточно, как много нужно
понять, и пережить, чтобы обрести на сцене свое лицо, донести до зрителя свое видение того или иного образа.

Голда в "Поминальной молитве", Ольга в "Трех сестрах", Кабаниха в "Грозе", Гудула в "Соборе Парижской Богоматери",
Даша в "Ребенке к ноябрю", бабка в "Семейном портрете с посторонним", Софья в "Пока она умирала"...
Татьяна Петровна убеждена, что актер растет, раскрывается именно на больших, значительных ролях.
Однажды специально приглашенный в театр для постановки "Мастера и Маргариты" режиссер Владимир
Кузенков подошел к Татьяне Банченко с совершенно необычным предложением: сыграть Иешуа.

- Предложил и... сам испугался, своего предложения, - рассказывает актриса. - Я подумала и согласилась.
Я репетировала, я сыграла Иешуа. Это образ вселенского масштаба. Воплотить на сцене такую личность -
для меня было очень, очень интересно. Правда, сыграла Иешуа я всего лишь один раз - против того, чтобы
эту роль исполняла женщина, были и наши театральные, и религиозные деятели. Работа над образом оставила
неизгладимый след в моей душе: показалось, что я прикоснулась к вечности - и к прошлому, и к будущему.
Наверно, это великое счастье: обрести свое, только тебе присущее звучание в многоголосии мира.

Прошли годы, выросли сыновья. Старший, Володя, исполнив мечту своей бабушки, стал врачом. Младший,
Евгений, занимается маркетингом. Рано и скоропостижно ушел из жизни муж Татьяны Петровны Банченко
- Александр Степанович. Сегодня, как и всегда, театр, творчество - точка опоры в непростой жизни актрисы.
Стойкая и мужественная, беззащитная и нежная, печальная и веселая, Татьяна Банченко снова спешит на
репетицию.

На золотисто-зеленых, все еще пышных кронах деревьев - первый снег. Такое можно увидеть только в Алматы.
Очередной Татьянин день ознаменован этим хрупким, быстротающим чудом, отзвук которого окрепнет,
преобразуется в душе актрисы в светлую музыку вдохновенья.








Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов