29 ноября 2008 | Просмотров 2071 | Комментариев
По чьему благословению я по небу лечу?

"ОГНИ АЛАТАУ" от 13 мая 1994 г.


По чьему благословению я по небу лечу?


 Людмила МАНАННИКОВА




Кем она будет, когда станет взрослой, Таня не сомневалась никогда. Актрисой.
Будет сниматься в кино. В кино - потому что в Джизаке Самаркандской области, где она росла
до 4 класса, театра не было.
В Джизак ее папу отправили поднимать Голодную степь.

Не знаю, как сейчас, но в то время почти каждая девчонка мечтала стать артисткой.
Мы были уверены - будущее состоится только в том случае, если ты будешь блистать в лучах славы,
окруженная толпами поклонников. И на меньшее, чем на всенародную любовь, согласны не были.





Увы, у большинства из нас мечты об актерской профессии развеялись, как дым. Таня к намеченной цели
шла твердо. Пела на всех олимпиадах, а в школьном драмкружке, в основном, играла мужские роли,
например, Алеко в "Цыганах" - с мальчишками в худсамодеятельности всегда было туговато.

Впервые в театр Таня попала уже в Алма-Ате, в 5-м классе. Шло "Сомбреро" в ТЮЗе, и спектакль ей тогда
активно не понравился. Показался вычурным, ненатуральным. Но мечта о кино не пропадала, правда,
ехать после окончания школы учиться во ВГИК было для нее нереально. В семье - четверо детей, работал
один отец. В 11 классе перевелась в вечернюю школу, чтобы убить двух зайцев: помочь семье и заработать
трудовой стаж для поступления в институт. Работала воспитательницей в детском саду. Тогда ей повезло
- производился первый набор в русскую группу при Институте искусств.

На экзаменах читала отрывок из воспоминаний Веры Орловой, напечатанный в "Огоньке",
- что-то было там про невезение. Комиссия слушала-слушала, а потом кто-то говорит:
"Что вам в жизни не везет, это понятно, вы нам теперь художественную прозу почитайте".
- "Так я же и так прозу читаю..."

Потом спела "Девчонку по имени Женька". В общем, приняли.

Тане вообще везло с экзаменами. После окончания первого курса рискнула поехать в Москву и с ходу
поступила во ВГИК. Набор тогда производил Б. Бабочкин. Он принял живое участие в ее судьбе. Правда,
учиться не стала - девчонка молодая, испугалась житейских трудностей. О своих "похождениях в Москве"
Татьяна Петровна рассказывает в ролях, получается смешно. Но это совсем отдельная история - о девчонке
из провинции, которая покоряла Москву.

Судьбы у людей, конечно, бывают разные. Мы знаем биографии очень талантливых актеров, которые
с первого раза не могли взять "театральный барьер". У Татьяны Банченко в этом плане судьба счастливая
- ее признавали сразу и бесповоротно, ведь ее театральные данные "проявления не требовали" -
были видны на расстоянии.

После окончания студии попала в ТЮЗ. К тому времени сюда пришел главным режиссером Е. Прасолов,
и без работы она не оставалась. Правда, тогда же вышла замуж и одного за другим родила двух сыновей.
Муж, Саша, попался понимающий. Знал, что женится на актрисе и что театр - ее жизнь. Семейный режим
подстраивался "под маму". Для "Трех сестер" ей пришлось в короткие сроки осваивать шестиструнную гитару...
Саша запретил стирать: не вздумай - сорвешь мозоли, что будешь делать? Чтобы быть ближе к жене, он,
инженер, несколько лет проработал в театре заведующим постановочной частью. Недавно его не стало...

С Р. С. Андриасяном, нынешним главным театра Лермонтова, Татьяна встретилась еще в ТЮЗе.
Первый совместный спектакль - "Молодая гвардия". Я его видела. И еще тогда хорошо запомнила песни
актрисы Татьяны Банченко. С гитарой в руках она фактически вела спектакль, была его душой.

- С Татьяной Петровной я познакомился очень оригинально, - рассказал Рубен Суренович. - подходит ко мне
такая крупная девица, краснея, начинает что-то бурно говорить и крутит на моем пиджаке пуговицу,
когда в конце концов пуговица была оторвана, я понял: у ее отца - 60-летие, и она хочет, чтобы ее отпустили
с репетиции.

С тех пор вместе работают уже 20 лет. Фактически вся сознательная творческая жизнь Банченко прошла
на его глазах. 5 лет назад Андриасян пригласил Татьяну Банченко в театр им. Лермонтова.

- Есть актрисы, к которым расцвет приходит с возрастом. Это касается, наверное, Татьяны. С ней всегда интересно
работать. У нас бывают творческие вечера, которые держатся на одном гвозде - Банченко. Если говорить о
человеческих качествах, я бы назвал ее "своим парнем". Но это не означает, что она не женственна.
Она исключительно женственна.

Я видела Татьяну Петровну в разных ролях - старухи в "Семейном портрете с посторонним",
Ольги в "Трех сестрах", Даши в "Ребенке к ноябрю". И везде она была очень разная. Она не боится быть на сцене
старой и некрасивой - в ТЮЗе даже когда-то играла Бабу Ягу.

- Таня, мне кажется, эти образы от вас очень далеки, какая же вы на самом деле?

- Не согласна, во всех этих ролях есть что-то мое, ведь в человеке столько всего намешано. Ольга в "Трех сестрах"
- это немного я, хотя мне хотелось бы, чтобы образ был теплее.

- Для этого, вероятно, вам надо было бы играть Машу.

- Если бы это было лет 10 назад - может быть. И бабка в "Семейном портрете" мне была интересна. Я взяла в этот
образ черточку от всех моих знакомых бабок. Вот у меня мама недавно говорит: надо кодироваться от лука, что-то
много лука в последнее время ем, наверное, это наркотик.

Обязательно куда-нибудь вставлю.

Или Даша, у которой возраст, но которой жутко не везет с семейной жизнью и еще отдельная квартира нужна,
она решается родить ребенка. А ведь при иных обстоятельствах это могла быть и я... Правда, в спектакле
"Конец Хитрова рынка" я играла бандершу - наглую и бесстыдную, хотя сама от хамства теряюсь.

- Страшно было из ТЮЗа в драму переходить?

- Конечно, страшно. Но я никогда не забуду, как меня поддержал Лева Темкин - он был тогда уже народный
артист республики, И я поняла, что мне был дан аванс, который нужно оправдывать.

Недавно я была на репетиции "Грозы" Островского. В разгаре были какие-то бурные танцы, требующие
от актеров значительных физических усилий.

Таня от молодняка не отставала. Ясно было, что режиссер спектакля Юрий Коненкин замышляет что-то
нетрадиционное.

- Вы здесь по крайней мерене увидите "луч света в темном царстве", который вызывает у всех бешеную тоску еще
со школы...

Татьяне он поручил роль Кабанихи. Она отнеслась к этому "нонсенсу" положительно.
- Кабаниха моего возраста, не старуха, ее просто привыкли такою изображать. И сын у нее только женился, как
мой. Я хочу сыграть женщину со всеми присущими ей человеческими качествами, без каких-то там социальных
установок.

Юрий иванович с удовольствием откликнулся на мою просьбу рассказать о Татьяне.

- Я в театре работаю уже 21-й сезон и всего 2 или 3 раза сталкивался с актрисой такого уровня.
Она от природы абсолютно органична. ей подвластны и высокая трагедия и разухабистая комедия.
Я хочу поставить спектакль специально для Татьяны, чтобы она в нем играла главную роль,
пока не знаю - что. Банченко - абсолютно самостоятельная творческая личность и в то же время
абсолютно управляема. Ее любят все. Она надежна. Мы с ней в дружеских отношениях, но это
не мешает нам в работе. Она понимает - репетиция есть репетиция...

- Таня, а у вас есть, ну, самая-самая любимая роль?

- Когда играешь, каждая роль кажется любимой. Без этого нельзя. Очень люблю Чехова.
Хотя понимаю - Нина Заречная - не мое, не смогла бы играть Сашу в "Иванове", а вот Сару сыграла бы.
Как-то мне совершенно неожиданно дали роль героини в "Предложении" Чехова. Мне бы очень
хотелось играть в пьесах Горького. В ТЮЗе ставили спектакль, на мой взгляд, удачный
- "Завтра была война", и я там обожала играть мать главной героини. У нее железный
характер, но в одном месте в ней проявляется человечность.

Знаете, есть такие роли, что когда ты не играешь в спектакле - ничего страшного, а есть
- ревнуешь. Когда идет без меня "Поминальная молитва", я не могу себе найти места.

- Что вы больше всего цените в людях?

- Наверное, чем больше живешь, тем больше ценишь доброту. Приятно, когда на
площадке, когда ты работаешь, ни одно лицо не отталкивает. К счастью, у нас чаще всего так
и бывает. Когда видишь злость - всякая фантазия, творческий процесс кончаются. Я всегда
восхищаюсь партнерами. Радуюсь их победам. Для меня не все равно, как играют молодые актеры. Я же работаю в
этом театре.

- Как вы считаете, нужен сегодня театр?

- Года два-три назад мы почти каждый раз играли при пустом зале. Казалось, что театр никому, действительно, не
нужен. Сейчас зрители идут и с цветами. Если в зале хоть один зритель нам сопереживает, если есть глаза, которые
хотят увидеть добро - это нам передается. Девочка после спектакля Чехова, тихая, просветленная, очищенная, дарит
цветы - ради этого стоит играть.

- Вы о Чехове, а одно время зрители больше требовали "клубничку".

- Слава Богу, к порно наши люди охладели. Наелись. Сейчас подобные сцены интересуют только 12-13-летних
пацанов. Театр должен говорить об общечеловеческих чувствах, а это вечно.

Вы знаете, когда зритель взахлеб смотрит мексиканские телесериалы, мне почему-то становится жалко наших
актрис. Они не менее красивы и, может, поглубже той же Виктории Руффо, а вот всенародная любовь достается
ей... Почему бы нашим режиссерам на нашей алматинской сцене, на телевидении не поставить
какой-нибудь сериал?

Популярность мексиканских сериалов поддается объяснению. "Просто Мария" -
беспроигрышный вариант "Золушки". Я тоже смотрела сериалы и на " Никто, кроме тебя"
даже плакала. Когда на меня дома удивленно посмотрели, сказала: "Я же не над героями
плачу, над собой". Вот так в рамки "Марии" с блестящими нарядами, шикарными интерьерами
квартир наши женщины
впихивали себя и свои не всегда счастливые жизни. Трудно сказать, как выглядел бы сериал на алматинском
телевидении. Но я думаю, что мы уж так воспитаны, что не смогли бы играть примитивно, начали бы искать
какие-то глубины.

В "Ребенке к ноябрю" за сценой звучат песня нашего барда Ольги Качановой. Они хороши, я ничего против
них не имею, но мне было немного жаль, что режиссер не дал попеть самой Татьяне, которая исполняла роль
главной героини. От этого спектакль, наверное, только бы приподнялся. Надеюсь, мюзикл Татьяну Банченко
еще найдет. Вообще, по мнению Р. Андриасяна, театр достаточно эксплуатирует вокальные таланты Банченко,
и песни ее придают спектаклям более глубокое звучание, будь то дуэт бабки и внучки из "Семейного портрета
с посторонним" или романс Ольги из "Трех сестер".

Без песен Татьяны не обходится ни одна актерская вечеринка.

- Что вы больше всего любите исполнять?

- Наверное, романсы. Всегда пою мои любимые "Только раз бывает в жизни встреча" и "Хризантемы". Если
бы была мужчиной, пела бы, наверное, песни Высоцкого. Люблю Окуджаву с его "Надежды маленьким
оркестриком".

Господи, как же это все знакомо. Это неисправимые вкусы людей нашего поколения, которому сегодня за 40.
Ведь все мы - из одного Детства, из одной юности, из одной горошины. Другие поколения поют другие песни,
не лучше и не хуже, наверное, но эти песни - наши.

"А еще бы надо в душу
К нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться,
Чего ее беречь?"

- Тань, что я у вас еще не спросила?

- Что бы я делала без театра?

- Вопрос задан.

- Жизнь бы тогда окончилась.

Ах, "по чьему благословению я по небу лечу?"








Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов