13 июля 2015 | Просмотров 515 | Комментариев
В нашем городе появился «Наш городок»

"Деловой Казахстан"

от 9 апреля 2015 года

В нашем городе появился «Наш городок»

Алоис НАЗАРОВ

 

Репертуар Государственного академического русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова пополнился новым спектаклем. Это «Наш городок» по пьесе классика американской литературы Торнтона Уайлдера. Постановку осуществил литовский режиссер Линас Мариюс Зайкаускас.

«Наш городок» — классическая пьеса Уайлдера. Написанная в 1938-м, она в том же году была удостоена Пулитцеровской премии. В ней автор поднимает ряд узловых вопросов культуры ХХ века. Об этом необходимо знать, чтобы лучше понять сам спектакль.
Философия Уайлдера созвучна философии русских мыслителей Владимира Соловьева и Николя Бердяева, которые развивали концепцию положительного всеединства. В ней человек, народ и человечество образуют неразрывную триаду образа мира. Пьеса «Наш городок» призвана разрушить господствующую в ХХ веке иллюзию человеческой разделенности и замкнутости в определенном времени и пространстве. В пьесе Уайлдер создает панорамный образ времени, в котором прошедшее, настоящее и будущее существуют одновременно.
Первый акт спектакля может показаться вялотекущим, даже скучноватым. На сцене появляются разнохарактерные герои, о которых залу рассказывает ведущий. Ничего примечательного не происходит, кроме каких-то обыденных, повседневных вещей — завтрак, домашняя работа, школьные задания. При этом интересная деталь: герои действуют не с настоящими, а воображаемыми предметами типа чашка, тарелка, ложка. В первом акте завязывается романтическая дружба между соседскими детьми Джорджем Гиббсом и Эмили Уэбб.
Во втором акте зритель узнает, как Джордж и Эмили пришли к намерению пожениться. Акт завершается сценой свадьбы.
Действие третьего акта разворачивается на кладбище, и здесь полно мистики. Эмили Уэбб умирает при родах и попадает на кладбище, где ведет «диалог» с ранее умершими. Она здесь «новенькая» и не желает смириться со смертью. Эмили просится назад, в мир живых. И ей это удается сделать на некоторое время. Она перемещается в прошлое, на день своего 12-летия. Пытается вести «диалог» со своими родителями. Она впервые осознает, как ничтожны заботы людей, и пытается вырвать из рутины повседневности свою мать. Но безуспешно. Живые не «слышат» мертвых. Разочарованная Эмили возвращается в мир мертвых и примиряется со своей смертью.
Несколько слов о режиссере. Линас Мариюс Зайкаускас — настоящий кочевник, хотя и родился в Литве. Его приглашают в разные театры для осуществления постановок. Работал не только в Литве, но и в Польше (в этом ему помогает знание польского языка), стал уже своим человеком в России, в которой ставил спектакли во многих городах.
В ГАРДТ имени М. Ю. Лермонтова он обратился с предложением о творческом сотрудничестве несколько лет назад, предложив на выбор ряд пьес. Выбрали «Наш городок», которой сам режиссер считает просто замечательной пьесой.
После спектакля корреспонденту «ДК» удалось узнать мнение нескольких зрителей.
Девушка по имени Александра призналась, что после первого акта хотела уйти. Но так как очень любит театр, решила выдержать. И второй и третий акты посмотрела с большим удовольствием. Необычным для нее было то, что в спектакле есть ведущий, который общается со зрителями.
— Концовка очень тронула, и я расплакалась. Спектакль заставляет подумать над жизнью, над тем, что каждый день очень ценен.
Петр Своик, общественный деятель:
— Я, конечно, не такой профессионал, который может разбирать. Но все очень качественно сделано, по нарастающей. И драматургия не такая простенькая, как казалось в начале. И актерская игра была очень хорошая. А последняя сцена вообще на очень высокой драматической ноте. У меня общее впечатление очень хорошее.
Юрий Каштелюк, журналист с театроведческим образованием:
— Это сделано в западной эстетике, в традициях Бертольда Брехта, когда на сцене мало действия, аскетичные декорации и много разговоров. Для нас это несколько непривычно, поскольку привыкли к театру Станиславского, и нам главное, чтобы было действие. Но, тем не менее, нам надо привыкать и к западному театру, к западной эстетике. Поэтому в принципе хорошо, что такой спектакль есть.




Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов