13 октября 2014 | Просмотров 848 | Комментариев
Театр одного актера

Today.kz

от 09 октября 2014 года

Театр одного актера

Ольга МАЛЫШЕВА

 

Театральная афиша Алматы обогатилась моноспектаклем – постановкой крайне невостребованного в Казахстане жанра. В обозримом прошлом в культурной столице страны можно было увидеть единственную постановку с одним действующим лицом – «Падение» Юрия Ханинги-Бекназара, главную роль в котором исполнил Евгений Жуманов. Стартовав на сцене русского ТЮЗа, «Падение» было хитом в течение пяти лет, пока вместе с главным актером не перекочевало в театр «Жас Сахна», где в прошлом сезоне Жуманов служил художественным руководителем. С уходом актера и режиссера из театра судьба «Падения» оказалась под вопросом.

На смену мужскому моноспектаклю пришел женский. На камерной сцене театра имени Лермонтова на неделе состоялась премьера постановки «Я жду тебя, любимый», поставленной и сыгранной артисткой театра Ириной Лебсак под руководством Рубена Андриасяна. Это не только первый и единственный моноспектакль на сцене «лермонтовки», но и, за отсутствием пока «Падения» в репертуаре театров, единственный моноспектакль в стране.

Впервые работа Ирины Лебсак была показана в Алматы еще в конце прошлого сезона, правда, только для избранной публики. После прогона на друзьях театра лермонтовцы повезли постановку на гастроли в Омск, где «Я жду тебя, любимый» публике пришелся по вкусу. Настоящая же премьера в родных стенах состоялась 7 октября. И еще трижды спектакль будет показан в октябре, в ноябре – дважды.

В «Я жду тебя, любимый» Ирина Лебсак выступает в своем любимом амплуа последних лет – несчастной жены. Похожей можно было видеть актрису в «Доме», «Пожаре в сумасшедшем доме во время наводнения», «Ищу партнера для нечастых встреч». Но кажется, что только в отсутствии партнеров актриса почувствовала на сцене настоящую свободу – это хоть и привычная зрителю Лебсак, но вместе с тем совершенно другая, ее страдания приобретают нечеловеческую силу, а актерская манера, которая в прочих спектаклях временами кажется нарочитой, уместна, энергична и впечатляет.

Героиня Лебсак выступает в спектакле хоть и в одиночку, но действие строится на ее разговоре с невидимой зрителю соседкой, которую она наблюдает в окне напротив. Именно диалог, несмотря на то, что играется он «в одни ворота», дает постановке особую живость, позволяет характеру раскрываться и не позволяет ни актрисе, ни персонажу погрузиться в рефлексию целиком.

Итальянский драматург, нобелевский лауреат Дарио Фо, написавший пьесу «Я жду тебя, любимый» в соавторстве со своей супругой, актрисой Франкой Раме, считается мастером черного юмора, и в финале спектакля сатиры оказывается несопоставимо больше, чем иронии. И судя по тому, как яростно аплодируют артистке зрители, по подобным исходам публика изголодалась.

Абсолютной свежести спектаклю добавили бы несложные, но эффектные декорации, которыми славится художник театра Сергей Мельцер. Но почему-то на этот раз он посчитал уместным использовать многоцветное бохо в оформлении сцены, а потолок вовсе увешал пестрыми галстуками. Можно было бы допустить, что декорации призваны оттягивать на себя внимание от происходящего на сцене, но последнее в этом вовсе не нуждается. Впрочем, аксиому «художник так видит» никто не отменял.

Сравнивать «Падение» и «Я жду тебя, любимый» возможности не представляется, поскольку эти постановки не роднит ничего, кроме жанра. Это спектакли полярного литературного материала, разной степени погруженности, непохожей режиссерской манеры, в конце концов – противоположных полов. Но было бы чудесно, если бы оба они шли на алматинских подмостках, поскольку оба стоят, чтобы их смотреть и пересматривать. Так что долгих лет жизни работе Лебсак и скорейшего возвращения спектаклю Жуманова.




Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов