20 октября 2014 | Просмотров 1028 | Комментариев
«РЕВИЗОР» вернулся

"Деловой Казахстан"

от 18 октября 2014 г.

«РЕВИЗОР»  вернулся

Алоис НАЗАРОВ
Государственный академический русский театр драмы в Алматы им. М. Лермонтова (ГАРТД) открыл 82-й театральный сезон премьерой гоголевского «Ревизора». Это не первая его постановка театра в его истории. «Ревизора» ставили в 1933 и 1952 году. То есть нынешняя постановка – третья.

До этого пьесу ставили корифеи алматинского театра – Юрий Рутковский и Яков Штейн. Первый – один из основателей театра русской драмы в Алма-Ате. Второй был художественным руководителем театра в течение 13 лет.

Таким образом, «Ревизора» на сцене театра русской драмы в последний раз ставили 62 года назад.

Тогда обращение к Гоголю объяснялось тем, что в СССР в связи со столетием со дня его смерти широко отдавали дань памяти писателя. В нынешнем году никакого видимого повода вроде бы нет. Повод был в 2009-м, на 200-летие писателя. Но тогда театр не отреагировал какой-нибудь гоголевской постановкой. В этом году, в год 200-летия М. Ю. Лермонтова, чье имя ГАРТД носит с 1964 года, напрашивалась постановка чего-нибудь лермонтовского. Но выдали «Ревизор»…

Впрочем, не наше дело упрекать творческий коллектив за его выбор. Свобода творчества – дело святое. Посягать на нее кощунственно. Как и на замысел режиссера при постановке пьесы, автором которой он не является. Замысел же режиссера Андрея Кизилова, поставившего «Ревизора» в 2014 году, несколько отличается от гоголевского.

Классическим произведениям в наши дни вообще не везет. Многие режиссеры стремятся дать собственное их прочтение, понимание. То в 20-й перенесут действие из какого-нибудь 18-го, то еще что-нибудь модернизируют.

Новая постановка «Ревизора» на первый взгляд кажется точным воспроизведением классики. Но только тем, кто плохо помнит содержание пьесы. Да, эпоха в части декораций и костюмов изображена именно та. Но в действительности режиссер несколько отошел от Гоголя. Создалось впечатление, что основная задача этого спектакля – развлечь публику хорошей актерской игрой и здоровым смехом.

Да, действительно, на сцене – можно сказать, «золотая обойма» театра – Ирина Лебсак, Михаил Токарев, Геннадий Балаев, Анатолий Креженчуков, Виталий Багрянцев, Дмитрий Скирта. Играли шикарно, даже иногда вызывали смех в зале. Но вот замысел Гоголя, как видится, был несколько искажен.

Гоголь меньше всего хотел, чтобы спектакль превращали в фарс, а его героев изображали карикатурными. Он полагал, что в этом случае зрители не будут проецировать происходящее на сцене на себя, на пороки, высмеиваемые в пьесе, которые сидят во многих из нас – алчность, лень, чинопочитание, взяточничество, глупость. Но временами на сцене ГАРД был фарс в исполнении карикатурных героев. Не по-гоголевски это как-то.

Совершенно иначе дана в новой постановке финальная молчаливая сцена, которой Гоголь уделял огромное значение и описывал в мельчайших деталях. Андрей Кизилов решил ее в корне изменить, изобразив чиновников провинциального города N. бросающими деньги в шляпу городничего для взятки настоящему ревизору из Петербурга.

Есть и другие, менее существенные, расхождения с первоисточником. Так, из спектакля выброшен с десяток персонажей. А некоторые персонажи по своей внешней фактуре явно не соответствуют гоголевскому описанию. Но, наверное, и в этом случае у режиссера найдется в ответ на критику пресловутое: «Это мое собственное видение Гоголя». Свобода творчества, так сказать…



Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов