20 октября 2014 | Просмотров 704 | Комментариев
"Инкогнито проклятое..."

"Вечерний Алматы"

от 18 октября 2014 г.

"Инкогнито проклятое..."

Индира САТБАЕВА


Премьерой злободневной во все времена комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» открылся 82-й театральный сезон в Государственном академическом Русском театре драмы имени М. Ю. Лермонтова 

К знаменитой гоголевской пьесе, знакомой всем со школьной скамьи, Театр имени Лермонтова обращается уже в третий раз. Еще в первый сезон театра, в 1933 году, «Ревизор» был поставлен Юрием Рутковским, а в 1952-м Яков Штейн осуществил новую постановку комедии, где роль городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского сыграл Евгений Диордиев, а Ивана Александровича Хлестакова – Аркадий Зак. В этот раз постановку пьесы осуществил Андрей Кизилов. Несмотря на то что в театральном мире наблюдается тенденция осовременивать классику, режиссер вместе с художниками Владимиром Кужелем и Любовью Возжениковой воссоздали на сцене эпоху николаевской России. Декорации с лестницами на театральном круге имитируют с одной стороны апартаменты городничего с портретом Николая I в центре, а с другой – трактирную комнату. Костюмы иных чиновников доведены до гротеска благодаря нелепому крою, и даже роскошные платья Анны Андреевны и Марьи Антоновны, которых сыграли Ирина Лебсак и Ирина Кельблер, могут, например, спрятать под пышными юбками Хлестакова. А парадный головной убор жены городничего и вовсе похож на клубок змей, таким образом постановщики хотели показать, что Анна Андреевна – воплощение Медузы горгоны. 
В постановке предусмотрен один состав исполнителей, лишь главные роли (городничего и Хлестакова) будут играть по два актера. Это Анатолий Креженчуков и Владимир Толоконников в образе градоначальника и Виталий Багрянцев с Рауфом Хабибуллиным, исполняющие роль заезжего лже-ревизора. 
Роли городских помещиков Добчинского и Бобчинского достались двум корифеям лермонтовской сцены – Михаилу Токареву и Геннадию Балаеву. Разные в жизни эти актеры на сцене похожи на близнецов, которые и одеты одинаково (правда, сюртуки их различаются по цвету), и зовут обоих Петрами Ивановичами. В целом спектакль получился смешным и зрелищным, при этом режиссер внес свои коррективы в постановку, сократив текст и количество действующих лиц. Однако не все любители классики поняли измененную финальную часть. Постановщик убрал из пьесы немую сцену, которой автор придавал огромное значение, и когда объявили о приезде настоящего ревизора, чиновники начинают скидываться на взятку. И все это действо сопровождается веселой музыкой – собрав в треуголку городничего деньги, персонажи гуськом покидают сцену, из-за чего комедия в концовке напоминала водевиль. 
«Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену, – писал Гоголь. – Последнее произнесенное слово должно произвести электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект».



Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов