12 сентября 2014 | Просмотров 696 | Комментариев
Страх сцены

Today.kz

11 сентября 2014 г.

 

Страх сцены

Ольга МАЛЫШЕВА

 

Накануне руководители всех государственных театров, находящихся в Алматы, созвали пресс-конференцию. Несмотря на кажущуюся незначительность этого события, для отечественной культуры оно чрезвычайно важно. В последний раз таким составом театралы собирались аж 15 лет назад, чтобы выступить против инициативы сокращения бюджетов государственных театров.

И хотя официальной темой пресс-конференции был объявлен новый театральный сезон, становилось понятно, что не все так просто. Впрочем, к тому, чтобы озвучить истинную цель встречи с журналистами, театралы шли почти два часа. Рассказав о планах на сезон, главы казахской и русской драмы, обоих ТЮЗов, корейского, немецкого и уйгурского театров осторожно начали подводить к теме. Худрук театра имени Лермонтова Рубен Андриасян первым пожаловался, что общий уровень «театрального поля» в стране катится по наклонной вниз. По его словам, на среднюю температуру по больнице влияет, в первую очередь, положение театров в регионах, где они находятся в ведении местных администраций. Там, говорит Андриасян, ни денег нет, ни творческой свободы. Труппы не могут себе позволить ставить качественные спектакли, ездить на гастроли, а порой бывают вынуждены плясать под дудку акимов вплоть до постановки пьес их родственников-графоманов.

Директор ТЮЗа имени Сац Надежда Горобец, принимавшая все лето участие в обсуждении проекта концепции культурной политики страны до 2050 года, тоже сделала упор на денежное обеспечение. Театры в регионах, говорит она, финансируются по остаточному принципу, а бывает и так, что не остается ничего.

Внимание: вопрос. Почему вдруг начальство «сытых» алматинских театров неожиданно озаботилось судьбой коллег в областях? Ответ прост – они боятся повторить их судьбу. Не первый год ведутся разговоры о том, чтобы передать театры Алматы из ведения министерства культуры (теперь уже – культуры и спорта) под крыло акимата, в частности – управления культуры города. Сейчас эти «поползновения» возобновились, говорит Андриасян. Лишение статуса «республиканский» для работников театров означает и урезание финансирования, и значительное приближение к непосредственному «начальнику». Этого, по всей видимости, театралы боятся больше всего. Это сейчас, продолжает худрук лермонтовского, во главе города стоит человек, неравнодушный к культуре, но должность акима сменная, и кто придет на смену Ахметжану Есимову – знает только один человек в стране.

Вы когда в последний раз что-то слышали о кукольном театре, о цирке, спросил директор театра Ауэзова Жуасбек Еркин. Давно, по всей видимости, потому что эти объекты перевели в городскую собственность. Такое же забвение может ждать и все национальные театры, у которых, кстати, на сезон большие планы. И если министерство передаст их местному самоуправлению, то придется отвыкать ставить по пять премьер в сезон.

Между тем, накануне же мажилис одобрил пакет законопроектов, направленных на децентрализацию власти. Согласно нововведениям, большое количество функций будет передано от правительства в министерства, а из министерств – в местные органы. Не исключено, что поправки затронут и статус республиканских театров.

На вопрос, что главы театров будут делать, если собственников все же изменят законодательно, конкретных мер никто не предложил. Если обобщить все, что сказали директора и худруки, то в сложившейся ситуации они надеются не столько на собственные силы в борьбе за место под солнцем, сколько на авось, кудай сактасын и министра Арыстанбека Мухамедиулы. Последний, говорят, на театры хотел сделать внушительную ставку, он бы просто так их управлению культуры Алматы не отдал.

Итак, проблема о возможном переходе республиканских театров в статус городских озвучена. Всего таких театров в Алматы восемь: ГАТОБ имени Абая, театр драмы имени Лермонтова, театр драмы имени Ауэзова, ТЮЗ имени Сац, ТЮЗ имени Мусрепова, уйгурский театр музкомедии имени Кужамьярова, корейский театр музкомедии и немецкий драмтеатр. Примерная зарплата актера в республиканском театре – 80 тысяч тенге, и это ниже среднего показателя не только в Алматы, но и в целом по стране. В театрах же, не относящихся к ведению Минкульта, эта цифра меньше практически втрое. И в общем-то, понятно, чего так боятся театралы.

Что до акимата и его заинтересованности в театральной жизни, то можно привести всего два примера. С 2009 года директор немецкого театра Ирина Симонова пишет письма о предоставлении театру нового здания, потому как старое давно превратилось в руины, а деньги на его реконструкцию были расхищены еще семь лет назад и так и не возвращены. Городские власти регулярно информируют театр, что в курсе проблемы, на этом участие акимата в судьбе театра заканчивается. Уже три года с городской администрацией пытается договориться и ТЮЗ имени Сац, на площади перед зданием которого развернули сельскохозяйственную ярмарку. Все, чего удалось добиться руководству театра – это переноса прилавков с мясом и овощами от главного входа в театр ко входу на камерную сцену.

 




Давайте дружитьв соцсетях

РассылкаТолько самое важное на ваш e-mail
* Пожалуйста, заполняйте это поле кириллицей.
Заявки, содержащие латинские символы, не принимаются.
   


  Покупка билетов
Приложение
для смартфонов и планшетов